Апрель или сентябрь? Встреча президента с руководителями фракций Государственной думы так и не дала ответа на вопрос, который уже достаточно долго висит в воздухе. Владимир Путин отметил, что ему необходимо посоветоваться с коллегами, Владимир Жириновский всячески рекламировал перенос единого дня голосования на апрель, Сергей Неверов предложил оставить все как есть, а Геннадий Зюганов и Сергей Миронов аккуратно обошли важную тему. До потенциальных выборов остается совсем немного времени, а значит, любое промедление может существенно изменить позиции партий на импровизированной шахматной доске. О причинах неопределенности, а также о раскладах для партий в парламентских выборах в эксклюзивном интервью для «ФедералПресс» рассказал политолог Константин Калачев.
Константин Эдуардович, Владимир Путин продолжает уклончиво говорить о возможном переносе единого дня голосования. На ваш взгляд, это свидетельство того, что переноса ЕДГ не будет или в течение месяца-двух мы услышим новость, что он все-таки состоится?
– Я уверен, что сам президент считает, что выборы лучше будет провести в сентябре. До встречи я думал, что региональные и муниципальные выборы просто разнесут по времени с федеральными. Сентябрь оставят для выборов в парламент. В этом есть логика, ведь тогда останется время для раскрутки новых партий – «За правду», «Новые люди» и «Зеленая альтернатива».
Скажу так: Путин проявляет логику и здравый смысл, когда не хочет проводить парламентские выборы весной. В этом видится сразу несколько проблем. Многие думают, что весна – лучшее время для выборов. Это время надежд, все расцветает, звенят ручьи, летят скворцы, и тает лед везде, и сердце тает, и даже пень в весенний день пнем для голосования стать мечтает. Но весна распространяется по стране неравномерно. Где-то действительно все так, а где-то с точностью до наоборот. Весна не везде поднимает уровень социального оптимизма до такого уровня, что все хотят дружно пойти и проголосовать за власть потому, что «прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Март-апрель для многих регионов – одни из самых проблемных месяцев. Именно поэтому изначально единый день голосования и определили на сентябрь. Он объединяет всех: люди отдохнувшие, дети отправлены в школу, а о старте отопительного сезона думать еще рано. Да, это серьезная нагрузка на работников системы образования, но такова цена позитивного настроя.
То есть изменений нам ждать не нужно?
– Любое изменение сейчас будет означать, что власть чего-то опасается, а значит, будут основания для создания конспирологических теорий. Кроме того, сейчас сложная ситуация у наших соседей: в Беларуси продолжаются протесты, а в Киргизии совершается новая Октябрьская революция. Встраиваться в этот ряд нет никакого смысла. И вообще, куда спешить? Быстрее избавиться от [спикера Вячеслава] Володина? Убрать старых депутатов, чтобы набрать новых и за счет этого заработать моральный и не только капитал? Конечно, есть сугубо корыстные интересы элитных группировок, связанные с проведением досрочных выборов, но к этому никакого отношения не имеют ни президент, ни интересы страны. Конечно, нельзя исключать, что выборы пройдут в режиме спецоперации, но если так и произойдет, то отношение к ним будет крайне негативным. А сейчас это никому не нужно.
Лидер думской фракции «Единая Россия» Неверов, кстати, достаточно четко выразил позицию партии по переносу единого дня голосования. А вот лидер ЛДПР Жириновский, наоборот, предложил перенести выборы на апрель. Не кажется ли вам, что это своего рода игра с целью показать плюрализм мнений среди парламентских фракций?
– Конечно, это привычные игры. В данном случае Неверов озвучивает точку зрения Государственной думы, а Жириновский – свою и позицию отдельных лиц в Кремле.
А как может повлиять возможный перенос дня голосования на партии, участвующие в выборах?
– Для ЛДПР и Жириновского разницы никакой нет. Они готовы к выборам хоть зимой, хоть летом. Для КПРФ и «Единой России» выгоднее провести выборы осенью. Особенно это касается партии власти. За это время можно существенно изменить ее имидж или поменять кого-то. Проблемы могут возникнуть у новых партий. Им необходимо время для того, чтобы закрепить историю успеха.
Впрочем, проблемы могут появиться и у парламентских партий. Если будет поставлена цель существенно обновить депутатский корпус, партиям, соответственно, придется искать новых лидеров общественного мнения. Одни только социологические исследования могут проводиться до трех месяцев, а значит, времени на полноценную избирательную кампанию останется совсем немного.
Что касается многодневного голосования. В условиях пандемии это, безусловно, оправданная мера. Но стоит ли, на ваш взгляд, закреплять ее на постоянной основе?
– Политическая воля закрепить такой формат есть. Поэтому если это невозможно остановить, необходимо настаивать, чтобы такое голосование проходило с соблюдением всех процедур. Не должно быть никакого пенькового и скамеечного голосований. Это и видеонаблюдение, и контроль за голосованием на дому, и свободный допуск наблюдателей. Нам должны доказать, что все проходит чисто. Важная проблема заключается в том, что партии не могут выставить наблюдателей на все три дня. Поэтому необходимо это юридически урегулировать. Например, чтобы работодатель давал трехдневный оплачиваемый отпуск наблюдателю на выборах (это просто предположение).
Если многодневное голосование станет постоянным для всех выборов, что, по вашему мнению, делать с днем тишины? С одной стороны, сейчас это только суббота, то есть как раз середина многодневки, с другой – широко развиты соцсети, в которых никто и не думает о дне тишины, агитация ведется круглосуточно, даже в день голосования. Как с этим быть?
– День тишины можно спокойно отменить, так как сейчас в нем нет никакого смысла. Так уже сделано во многих странах. Мы не потеряем ничего важного.
Один любопытный момент из выступления Жириновского: он предложил снизить избирательный возраст до 16 лет. Насколько это разумно?
– Сразу скажу, что снижать избирательный возраст никто не будет. Это просто работа на молодежь со стороны Жириновского. Таким образом он хочет просто подхватить периферийный электорат. Молодежь слышит, что ЛДПР выступает за расширение их прав, поэтому высока вероятность того, что проголосует за партию Жириновского.
По состоянию на текущий момент какой расклад в будущем созыве Госдумы вы видите?
– Самая интересная борьба развернется за второе место. Я не исключаю, что ЛДПР сможет обойти КПРФ не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам. «Справедливой России» с Мироновым место в новом созыве вовсе не гарантировано – та же «Партия пенсионеров» может оказаться популярнее у избирателей. Преодолеть рубеж в 5 % от новых партий могут «Новые люди», у остальных шансов меньше. Что касается «Единой России», то им будет очень сложно преодолеть отметку в 50 %. Сейчас, по прогнозам, она должна получить 42–47 %. Многое будет зависеть от того, кто выступит лидером списка партии. Впрочем, у «Единой России» могут оказаться резервы для повышения своей электоральной привлекательности. Это касается в том числе постковидных предложений. Очевидно, что рост числа людей, потерявших работу и доход, не остановится, поэтому несколько ярких действий могут сильно изменить отношение к партии.
Также я бы не исключал роль внесистемной оппозиции. Мы до сих пор не знаем планов Навального. Леонид Волков уже заявил, что система «Умного голосования» будет меняться. Если раньше она была направлена на то, чтобы ставить палки в колеса кандидатам от «Единой России», то теперь, вероятно, будет поддерживать именно идейных кандидатов. «Умное голосование» будет работать по принципу сетевой партии. Но для начала нужно пройти этап регистрации. Если им это удастся, в некоторых регионах оппозиция имеет все шансы опередить провластных кандидатов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин