Встреча Владимира Путина с лидерами парламентских фракций дала неофициальный старт избирательной кампании по выборам в Госдуму. Действующая парламентская четверка в полном составе, казалось бы, получила «зеленый свет» от президента. Однако эксперты уверены, что кому-то из думцев придется потесниться в нижней палате, а кому-то и вовсе пора всерьез задуматься о смене лидеров и стратегий. Как чувствуют себя на старте парламентских выборов главные политические силы страны, и какие у них перспективы вообще, читайте в материале «ФедералПресс».
Традиционная встреча президента с лидерами парламентских фракций прошла спустя почти месяц с Единого дня голосования. Страсти поутихли, все недовольства высказаны, первая аналитика проведена, теперь у всех партий одна цель – попасть в новый состав Государственной думы. Ответ на вопрос «когда состоятся парламентские выборы?», по мнению управляющего директора ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдуса Алиева дан самим Владимиром Путиным: лучше всего выборы проводить в сентябре. «Интрига разрешилась. Можно смело и основательно готовиться к избирательной кампании с учетом обстоятельств, в которых мы находимся», – заметил Алиев.
Разрешение президентом спора вокруг даты голосования вполне может расслабить партии. Однако, как считает президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов, делать этого не стоит. «Мы видим быстрое и активное проникновение партийных проектов в политическое поле. Политические процессы развиваются очень быстро и неожиданно. Поэтому спрогнозировать их не всегда удается», – пояснил Куртов.
Вырабатывать стратегии партиям (причем прежде всего парламентским, которым есть что терять) нужно начинать уже сейчас. И сделать это в современных условиях будет непросто. По мнению Куртова, ЛДПР и «Справедливой России», например, придется «доказывать свою оппозиционность Единой России». И выплыть только за счет личности Владимира Жириновского у тех же либерал-демократов уже не получится. Жители регионов, отмечает Куртов, «будут спрашивать, а в чем польза от партии». То есть желающим попасть в парламент люди буду транслировать те же вопросы, что и губернаторам, ставленникам президента: какую пользу этот человек принесет региону?
Политически предстоящие парламентские выборы как никогда важны для власти: после внесения поправки в Конституцию, как известно, Госдума получила право влиять на формирование правительства.
Партия номер один
«Единая Россия», по убеждению всех политологов, принимавших участие в обсуждении старта избирательной кампании, которое организовал Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ), имеет наиболее устойчивые позиции и обозримые перспективы. Ни у кого нет сомнений, что партия останется «партией номер один». «Партийная машина хорошо раскрутилась» в период пандемии, как выразился политолог Алексей Куртов.
«Наблюдается акцент на консервативность». Политолог о встрече Путина с лидерами фракций
На «Единую Россию», по мнению политолога Дмитрия Гусева, работает запрос россиян на стабильность, который сформировался на фоне пандемии и ухудшения экономической ситуации. Есть и еще один момент: в этот период доверие к власти в целом со стороны населения возросло, а ЕР воспринимается как партия власти, поэтому текущая ситуация идет ей на пользу. Впрочем, это не означает, что единороссы сидят сложа руки. Достаточно вспомнить их волонтерские штабы во время первой волны коронавируса, помощь врачам, малообеспеченным семьям, пожилым людям и т.д., плюс ряд серьезных изменений в законодательство, направленных на усиление социальных гарантий гражданам.
В некоторой степени поддержка ЕР со стороны населения будет своего рода отражением восприятия событий на постсоветском пространстве: в Украине, Беларуси, Армении, Азербайджане, Киргизии, по некоторым прогнозам может полыхнуть и в Таджикистане после президентских выборов. Консервативность большей части жителей страны, нежелание революционных перемен также будет работать именно на ЕР.
Вместе с тем риски для партии тоже существуют. Прежде всего, единороссам сложно будет увеличить уровень своей поддержки по сравнению с совокупным уровнем поддержки в прошедший ЕДГ. И не менее сложно будет сохранить текущий рейтинг. А это все, считает Гусев, требует «колоссальной работы».
Партии придется нивелировать и другие риски, в том числе дать адекватный ответ на запрос общества на обновление, найти противодействие технологиям со стороны несистемной оппозиции и грамотно работать с протестным электоратом. Наконец, партия должна активнее реагировать на актуальные темы, и медийными должны быть не 30 действующих депутатов, а больше – тогда у людей будет понимание, что их избранники работают.
Кризис «вторых»
Коммунисты в современной российской истории традиционно воспринимаются «вторыми». Однако четыре года назад они как никогда были близки к потере этого статуса: ЛПДР получила всего лишь на три депутатских мандата меньше.
Но все изменилось (причем как для тех, так и для других). Коммунисты находятся в крайне сложной ситуации: с одной стороны, они имеют стареющий электорат и устаревшую идеологию, с другой – стареющую правящую верхушку, а это – повод для внутрипартийных интриг вокруг поста председателя партии после ухода Геннадия Зюганова.
Начнем со второй части проблем коммунистов. По словам политолога Павла Данилина, очевидно, что Зюганову, которому уже 76 лет и который партию возглавляет 27 лет, пора на покой. Он, конечно, проведет КПРФ в новый созыв Госдумы, но это будут его последние выборы – в 2026 году, к следующим выборам, он будет уже «в возрасте, в котором нужно думать о вечном, а не о политике».
Пусть официально процесс смены лидера КПРФ еще не запущен, внутренняя борьба ведется постоянно. Сейчас в ней, по словам Данилина, участвуют две группы коммунистов: старая гвардия – Иван Мельников, Сергей Обухов и Николай Харитонов, и «молодые орлы» – Юрий Афонин, Александр Ющенко, Денис Парфенов и, конечно, Леонид Зюганов – внук Геннадия Зюганова. Очевидно, что преемственность в партии сам Геннадий Андреевич видит в передаче власти внуку, который получил политический опыт в стенах Мосгордумы. Но вряд ли этого хотят старейшины, которые, кстати, могут поплатиться за это.
Так, отмечает Данилин, тучи сгустились над вице-спикером Госдумы Иваном Мельниковым, которого сам же Зюганов еще в 2004 году называл своим преемником. Однако сейчас ситуация изменилась. И накануне на встрече с президентом Зюганов дважды упомянул фамилию Мельникова и попросил обратить на него внимание. «С политической точки зрения это значит, что Мельников станет следующим кандидатом на исключение из КПРФ, – убежден Павел Данилин. – Коммунисты не прощают попытки хоть как-то выделиться из ряда преемников и стать главным преемником. Такие попытки всегда пресекались».
На фоне конфликта из-за поста лидера партии у коммунистов накануне парламентских выборов плачевно дела обстоят и с идеологией. А это негативно скажется на кампании. По словам Павла Данилина, ядерный электорат КПРФ сокращается по естественным, возрастным причинам. И в 2021 году, конечно, партия войдет в Госдуму на авторитете Зюганова-старшего, а что будет дальше – большой вопрос. Воспользуемся формулировкой политолога Алексея Мартынова: КПРФ – это «стареющая партия стареющего Зюганова». «Стареющая с точки зрения закостенелости – они не меняются структурно, организационно, идеологически. Коммунистическая идеология четко сформулирована и описана. Они размыли советскую идеологию, в 1990–2000 годы постарались ее адаптировать к современности, и в этом состоянии замерли», – отметил Мартынов.
Отсюда и все жалобы коммунистов на давление со стороны действующей власти. «Все гораздо проще: они не хотят меняться вместе с обществом, с развитием политической системы, – убежден Мартынов. – Им удобно жить в каком-то замороженном состоянии, и если бы этом состоянии они еще стали чемпионами, совсем было бы хорошо».
Соколята Жириновского
Соколом в ЛДПР, пожалуй, назвать можно лишь самого бессменного лидера партии Владимира Жириновского. Все остальные партийцы, даже самые опытные, так и остаются всего лишь соколятами.
Согласно соцопросам, как отметил политконсультант Виктор Потуремский, «Владимир Жириновский является некой иконой, образцом депутата Госдумы». Однако уже давно лидерство Жириновского в партийных списках (хоть федеральных, хоть региональных) «носит ритуальный характер», и «это недостаточный сигнал для того, чтобы мобилизовать даже потенциальных сторонников партии».
Если учесть ту же проблему, что и в КПРФ, – стареющий лидер, либерал-демократам, пожалуй, даже сложнее. Коммунисты, по сути, будут живы какое-то время еще советской идеологией. Может быть, со сменой лидера она будет-таки как-то изменена и будет больше отвечать современности. Но вот с ЛДПР все не так. Это партия – одного человека. Пока никто себе не представляет, как она будет существовать без Жириновского. И это большой риск для ЛДПР, которую в отсутствие бессменного лидера могут подвинуть новички.
У ЛПДР, считает Виктор Потуремский, создан хороший задел – партию знают в регионах, она даже в чем-то помогает людям, но этот ресурс перед парламентскими выборами надо наращивать, чтобы потеснить КПРФ и наконец-то получить статус второй политической силы в стране.
Тем не менее, даже в этих условиях, ЛДПР не следует откладывать старт парламентской кампании. Ведь, по словам политолога Алексея Чеснакова, «динамика ЛПДР (как и КПРФ) пока находится на приемлемом уровне только потому, что ЕР не включилась в работу на полную мощность, и щадит их».
Эсеры – где они?
Любопытно, но в ходе обсуждения эксперты практически не упоминали четвертую парламентскую партию – «Справедливую Россию». Лишь Виктор Потуремский поделился некоторыми размышлениями по поводу настоящего и будущего эсеров, которое выглядит печально. Если между коммунистами (даже с учетом их внутренней борьбы за кресло лидера партии) и либерал-демократами на предстоящих парламентских выборах ожидается реальная борьба, то у справедливороссов будут совершенно другие оппоненты. Первый – это новые партии и давно существующие непарламентские партии (прежде всего, это Партия пенсионеров за справедливость с вполне конкретной и внятной повесткой). Второй – это они, эсеры, сами: у них тоже есть проблема лидера, который, по словам Потуремского, «не попадает в повестку, в запросы со стороны общества», да и вообще у них нет новых ярких лиц, которые смогли бы вытянуть партию в масштабах России.
Вместе с тем, по мнению эксперта, списывать со счетов «Справедливую Россию» рано, но и получить заветные 5 %, чтобы попасть в Госдуму, им будет очень непросто. Тем более если учесть, что респонденты во время опросов признаются, что «эта партия перестала функционировать».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Госдума VIII созыва