До выборов в Госдуму остается меньше полугода, поэтому все партии, которые будут в них участвовать, активизировались. Наибольшую отдачу пока демонстрирует партия власти, которая использует свои праймериз не только как площадку для агитации, но и как «ферму» по созданию новых политиков. Впрочем, и там уже закрутилась интрига. О том, чего ждать от предварительного голосования «Единой России» – в интервью «ФедералПресс» рассказал политолог Марат Хамидуллин.
Марат Хамитович, желание участвовать в праймериз проявили уже более тысячи человек. Как вы считаете, в каких регионах можно ждать сюрпризов?
— Праймериз только стартовали, поэтому тот факт, что на них зарегистрировались более тысячи человек, ни о чем не говорит. Это число участников на 450 мандатов, что приблизительно равно пропорции два человека на место. Поэтому говорить о раскладах еще рано: более или менее актуальная информация будет доступна ближе к середине мая, когда большинство участников официально зарегистрируются.
Но уже сейчас я бы выделил, например, Липецкую и Курскую области. Причина кроется в том, что праймериз – не только площадка отбора сильнейших, но и место, где кто-то преследует собственные цели. Благодаря участию в праймериз можно выстраивать диалог с региональными властями. Если у тебя есть достаточно ресурсов, чтобы вмешаться в исход событий, то ты можешь действовать с позиции силы, говоря местному руководству, что если оно хочет прохода своего кандидата, то ему следует выстроить полноценный диалог.
Такой вариант возможен в Курской области, где неожиданно для всех в праймериз зарегистрировался сенатор Валерий Рязанский. Вероятно, он почувствовал, что его не видят в следующем составе сенаторов, поэтому использует эту площадку как возможность для кадрового торга. Своим выдвижением он мог заявить, что готов нарушить планы руководства региона, если оно попытается отказать ему в продолжении карьеры в Совфеде.
Я бы также добавил, что активность сенаторов – тенденция нынешних праймериз.
В некоторых субъектах заявки подали откровенно технические кандидаты, тогда как фавориты гонки чего-то выжидают. В чем причина?
— Этот вопрос я бы разделил на две части. Для начала я бы отметил, что даже статус технического кандидата не мешает человеку получать очень важный опыт в политической борьбе. Праймериз дает возможность показать свои таланты, что в дальнейшем может стать неплохим заделом, например, для участия в выборах в местные заксобрания. Я уверен, что те люди, что не испугались, а приняли участие в праймериз, имеют будущее в политике. Праймериз для многих – старт карьеры. Пусть они и проиграли более сильным кандидатам.
Что касается причин того, почему не спешат известные кандидаты, то тут тоже не все так однозначно. Например, лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов и депутат Госдумы, телеведущий Петр Толстой уже заявились. Во многих регионах зарегистрировались действующие депутаты. Но да, кое-кто продолжает молчать. Насколько я знаю, часть из них боится начинать активную политическую деятельность слишком рано, чтобы их критика не сказалась на итоговых результатах.
Есть и другая причина. Еще в 2016 году было видно, что многие кандидаты ищут для себя наиболее предпочтительные места, где у них будут самые слабые оппоненты. А где противник слабее, там можно обойтись меньшими ресурсами.
В некоторых регионах уже возникают интриги вокруг праймериз. Ждать ли нам скандалов или вопросы уладят до регистрации на предварительном голосовании всех игроков?
— Я думаю, что их попытаются оперативно погасить. Внутренние конфликты никому не нужны, поэтому элитам и региональным властям придется договариваться. К элитам будут прислушиваться, но только если их требования не будут завышенными. Скандалы могут подорвать доверие к процедуре, а также обязательно создадут негативное отношение не только к региональной власти, но и федеральной.
Ситуацию, когда идет борьба не кандидатов, а компроматов, никто не допустит потому, что это самая проигрышная стратегия для «Единой России».
Участие в праймериз подтвердили многие известные люди: Денис Майданов, Николай Валуев, Сергей Карякин, даже младший брат главы региона и нынешний врио мэра Грозного 30-летний Хас-Магомед Кадыров. Это делается для повышения интереса к праймериз?
— «Единая Россия» заинтересована в том, чтобы процедура была открытой и легитимной. Для этого нужно, чтобы люди видели в ней не фикцию, а настоящую внутрипартийную борьбу. И публичные люди могут помочь – это решает часть проблем с повышением рейтингов. Возьмем того же Майданова. Можно быть уверенным, что на праймериз он привлечет много своих поклонников, а они, в свою очередь, увидят яркую борьбу между кандидатами. Такая же ситуация со спортсменами.
Но не только они могут стать катализатором интереса среди населения. Например, насколько я знаю, шли разговоры о том, чтобы в праймериз участвовал Дамир Юсупов, ставший Героем России после посадки аварийного лайнера в кукурузном поле. Его имя точно добавит рейтинга партии. Использование известных людей для привлечения внимания к политике – мировая практика. Россия в этом не пионер. Было бы странно не приглашать людей, которые имеют влияние на определенные слои населения.
Что касается Кадырова, то я бы не стал ставить его в один ряд со звездами. У него уже был опыт работы на серьезных должностях, поэтому участие в праймериз – логичное развитие карьеры.
Впрочем, не стоит думать, что ставка будет сделана исключительно на звезд. Такая практика не сыграет на этих выборах. Это понимают и в партии, поэтому еще осенью была разговоры о том, чтобы минимизировать присутствие спортсменов и других известных медийных личностей. По итогам предыдущего думского созыва они потеряли кредит доверия, поэтому многие перестали их воспринимать всерьез. Но это не значит, что те же спортсмены не могут создать серьезную политическую карьеру. Карелин и Валуев тому доказательство. Просто к этому нужно идти шаг за шагом.
Как вы думаете, кто возглавит федеральный список кандидатов? Сначала говорили, что Мишустин, теперь называют тройку Медведев-Шойгу-Лавров…
— Итоговый список мы сможем увидеть уже после процедуры предварительного голосования. Названные вами варианты действительно имеют место быть, но давайте разберем их по порядку. Мишустин – относительно популярный политик с неплохим рейтингом доверия, но есть одно важное «но». Статус премьер-министра связывает его и с пандемией, и с самоизоляцией, и с локдауном, и с проблемами в экономике. Если он действительно будет возглавлять список, это будет серьезный вызов.
Безопаснее выглядит ставка на тройку Медведев-Шойгу-Лавров. Шойгу имеет неплохие рейтинги, он ассоциируется с успешной отраслью. Тем более, люди его уважают еще со времен работы в МЧС. Лавров имеет чуть меньшие рейтинги, но в последние годы он получает все большее доверие среди населения. Проблемы могут быть только с Медведевым. Он сейчас не такой публичный, как раньше. Кроме того, из-за того, что он в свое время возглавлял правительство, доверие к нему сейчас находится не на самом высоком уровне.
Наилучший вариант для «Единой России», безусловно, Владимир Путин. У него все еще достаточно высокий личный рейтинг, несмотря на пандемию и некоторые нюансы. Но такой исход пока видится маловероятным.
Фото: ФедералПресс / Артем Тутов