Введение в ряде регионов страны достаточно жестких ограничительных мер, с одной стороны, сыграет в пользу туристическому бизнесу, но с другой – конечно, создаст негативные последствия. Но зарубежный отдых пока остается открытым для граждан России. Какие направления станут популярными этой зимой и какие риски при этом могут быть для туристов – об этом и многом другом говорит президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев в рамках Public Talk ФедералПресс-центра.
О готовности к локдауну
Михаил Анатольевич, боится ли турбизнес Свердловской области и Екатеринбурга новых ограничений? Что это – новый вызов пандемии?
— Мы готовы к разного рода вызовам. Ожидаемо, что в регионах и странах могут быть введены ограничения, и они вводятся. Нельзя сказать, что кто-то этим шокирован или удивлен.
Другое дело – с практической точки зрения как это отразится. Здесь есть и плюсы в виде комплекса мер поддержки со стороны государства. Также появились дополнительные нерабочие дни, которые люди захотят максимально использовать с пользой. С другой стороны – готовность выездного рынка к этому, полетные программы внутри страны и готовность нашей инфраструктуры, в том числе и Свердловской области. Или даже сказать правильно – неготовность: как к приему большого количества туристов, так и предоставления отдыха для самих жителей Екатеринбурга и региона.
Повсеместно расширяется список тех мест, где будут требовать сертификаты о вакцинации. Как вы считаете, станет ли это причиной для отказа от поездок в Екатеринбург иногородних гостей?
— Мы изначально не делали ставку, что в период осенних школьных каникул люди массово поедут в Екатеринбург. Но, конечно, хотелось бы, чтобы загрузка отелей была достойная, потому как в прошлый год она составляла менее 50 %. А некоторые отели были на грани выживания. И сокращение такой возможности болезненно отразится на предприятиях, ориентированных на прием граждан. Это наша основная проблема. Потому что Екатеринбург – это в первую очередь центр делового туризма. И для нас очень болезненна отмена крупных мероприятий в регионе, поскольку сюда приезжают командировочные люди для бизнес-контакта.
В целом же мы не ориентированы на классический прием туристов. Плюс задача для нас – это не только гости региона, но и сами жители полуторамиллионного города и области. В этом плане мы столкнулись с целым рядом проблем.
Опасения связаны не с тем, что Свердловская область больше ориентирована на выезд, чем на въезд. А наша задача – обеспечить возможность отдыха и жителей региона. Прием туристов – это задача номер два. Она важная, но если будет остановлена деятельность туристических объектов, введены ограничения, это неминуемо сократит интерес к региону. Хотя надо понимать, что если эти ограничения будут введены повсеместно по стране, то и альтернатив для отдыха особых не будет.
В последнем случае действительно наблюдается проблема. Это отсутствие в регионе загородных средств размещения. В последние 10 лет фактически вся работа привлечения инвестиций в туриндустрию была, к сожалению, безнадежно провалена. Также не создавались интересные туристические программы. И это легко объяснить, у нас на каждой трассе по 10 мини-отелей, которые и так хорошо загружаются. А отсутствие конкуренции приводит к высокой стоимости и недостатку многообразного востребованного продукта. Сейчас для региона это ключевая проблема.
Фактически за счет неудачного осуществления работы со стороны кураторов области туристского направления мы имеем ключевую проблему – нет возможности обеспечить отдых внутри нашего региона. И если говорить о том, что нужно привлекать туристов из других регионов и со стороны рубежа, то это звучит совершенно нелепо. Надо хотя бы частично создать условия, чтобы сами жители могли отдыхать на малой родине.
Чего ожидать туристам
На какие зарубежные направления растет спрос сейчас, в конце октября? И куда лучше и выгоднее полететь уральским туристам?
— Все зависит от ваших финансовых возможностей. Сегодня есть целый ряд предложений на рынке зарубежного туризма – это Объединенные Арабские Эмираты, Турция, европейское направление – Венгрия. Но на период осенних каникул стоимость будет значительно выше, чем неделей ранее, к примеру. И это объяснимо – высокий спрос. Поэтому если есть возможность у вас сдвинуть путешествие с целью экономии, то, конечно, такой вариант стоит рассмотреть.
Об отдыхе внутри страны надо понимать главное – отслеживать ограничения, где они и на сколько введены. В этом случае сегодня авиационные программы позволяют, например, жителям уральского округа вылетать по очень хорошим условиям с хорошими тарифами: даже по тем направлениям, которые ранее, может, и не ассоциировались с туризмом, но интересны.
Есть определенные ограничения по любимым местам российских туристов. Это и Калининградская область – одна из первых ввела ограничения. Безусловно, это касается и Москвы, и Питера. Южный федеральный округ – тоже есть определенные сложности в Ростовской области и Краснодарском крае.
Если говорить об отдыхе внутри Большого Урала, то плюсы очевидны. Не надо тратить деньги на транспортные услуги, достаточно личного автомобиля. Но в то же время высокий спрос приводит к повышению стоимостью услуг, например, в тех же излюбленных нами Челябинской и Тюменской областях.
Стоит ли ожидать закрытия границ и повторения ситуации 2020 года?
— Попытаться это спрогнозировать довольно сложно. Везде наблюдается проблема роста заболеваемости в основных странах, с которыми у нас ассоциируется туризм. И в первую очередь это Турция. Тем не менее, если рассматривать ближайшие полгода-год, то все национальные офисы по туризму, руководители дипмиссий, с которыми мне приходилось общаться, смотрят с оптимизмом на перспективу развития туристических отношений.
Turkish Airlines с 30 октября приостанавливает вылеты из Екатеринбурга в Стамбул. Какие авиакомпании «подстрахуют» наших туристов и вернется ли Turkish Airlines в Кольцово?
— На данный момент по направлению Екатеринбург – Стамбул летают две наших авиакомпании («Победа» и Nordwind. – Прим. ред.). По моим данным, еще две рассматривают возможность и перспективы по этому направлению. Но сказать очень сложно про последних, стоимость маршрута не слишком высока и вопрос, не возникнет ли у них проблем с загрузкой.
Про возвращение Turkish Airlines – в официальном релизе они сообщают о временной приостановке. Но как говорит опыт – все временно ушедшие зарубежные авиакомпании, а их было (!) 18, не вернулись. Нам бы очень не хотелось, чтобы и с «Турецкими авиалиниями» произошла подобная ситуация. Это совершенно не рядовая компания, одна из крупнейших в мире, которая давала огромные возможности по последующей «разлетке» из Стамбула в удаленные точки планеты. Это и Африка, и Юго-Восточная Азия, Южная и Северная Америка. Сейчас мы этого лишаемся.
Но более досадное: мало того что туристы теряют возможности путешествия, а туркомпании создания комплексных туров, это еще и имиджевый урон для нашего региона. Уход таких игроков – это определенный сигнал для зарубежных инвесторов. Любой человек понимает, что приостановка либо уход из региона – это не сиюминутное решение, бизнес смотрит на перспективы развития на несколько лет вперед. Другими словами, они не видят экономического роста здесь. И это может послужить негативным сигналом для других зарубежных компаний. В этом есть основная, на мой взгляд, проблема ухода Turkish Airlines.
Куда лететь этой зимой
Есть ли смысл в целом планировать отдых этой зимой?
— Конечно, есть. Как и риски. Смысл заключается в том, что это гарантированный отель в нужный период. А риски – мы не знаем, какого характера и где ограничения могут быть введены.
Назовите пять стран или направлений, куда стоит лететь этой зимой.
— На зимний период это Объединенные Арабские Эмираты, Венгрия, Турция и наверняка какая-то экзотика – Шри-Ланка, Доминиканская Республика, не исключаю Малайзию.
Фото: Robert Michael / dpa / globallookpress.com; ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин
Лучшие интервью за 2021 год