Пока Челябинская область вместе со многими регионами страны живет в режиме нерабочих дней, вузы выбрали свой формат и отправили студентов с преподавателями на дистанционное обучение. Чем это обернется на практике и стоит ли вводить среди студентов систему QR-кодов – рассказал в рамках Public Talk «ФедералПресс-центра» политолог, доцент кафедры политологии, истории и философии РАНХиГС (Челябинский филиал), кандидат философских наук Андрей Лавров.
Конец года с красным лицом
Андрей Геннадьевич, начнем беседу с событий прошлого года, когда вы уже были на дистанте. Цитирую: «За 30 лет преподавания я таким красным от стыда на «госах» не сидел никогда». Серьезно, в первый раз такая история?
— Меняется человек, принципиально – в цифровую эпоху, меняется и вся система образования. Через 10 лет она будет абсолютно другой во всем мире, и огромную часть в ней станет занимать тот самый distant (отдаленный, на расстоянии – англ.), который мы понюхали в прошлом году. Но нас просто плюхнули во все это. И обозвали дистантом.
Скажу, что технические предметы преподавать дистанционно оказалось гораздо легче, там это менее болезненно прошло. И в какой-то мере это решение. В гуманитарных же предметах все хуже.
В гуманитарных науках важно заставить совместно мыслить. Если в аудитории они у меня работают, то на дистанте один максимум, а все остальные просто сидят. Мне же важно научить человека мыслить и работать с информационными ресурсами.
Почему я сидел красный? Я беру студентов на первом и последнем курсах, чтобы запустить, вставить мозги и структурировать. Этого не удалось. Были очень слабые дипломы, не проработанные. Встречались отказы отвечать на вопрос. Уже на новом, нынешнем дистанте студенты также не готовятся. Хотя знают, что провалился предыдущий курс. Студенту мешает куча дел и событий дома: та же кошка любимая – как ее не погладить? Они не умеют работать на дистанте.
Но даже до дистанта была очная форма обучения и заочная. Чем заочка принципиально отличается от дистанта?
— Заочка и дистант – принципиально разные вещи. Я и очень многие другие педагоги заочку реальным образованием не считаем. Вот в качестве системы второго образования заочка работает великолепно. Когда тебе очно один раз мозг системно поставили, ты понимаешь принципы самостоятельной работы.
Взять дистант: какой он будет, и каким уже начинает становиться, это близко к тьюторству (тьютор – наставник, репетитор). Упреподавателя есть группа, где с каждым он работает индивидуально.
Правильный путь: вводить дистант постепенно
Ваш коллега, доктор философских наук, Андрей Макаров из Волгоградского госуниверситета очень жестко высказался о дистанте. Он считает, что Волгоград может вообще лишиться высшего очного образования: университеты деградируют до всеобщего заочного обучения в его худшем варианте.
— Он высказался эмоционально, но в принципе верно. Вы не забывайте, что у нас процентов 50 людей, которые получают высшее образование в шарашкиных конторах платно. Там человека не отчислят никогда. Неделя до госэкзаменов, студент пришел узнавать тему своей дипломной работы. А у него 16 хвостов по 16 предметам. И он получил диплом!
Это, конечно, не значит, что так везде.
Мы сейчас имеем distant как явление. Точно так же, как явление, мы имеем студентов, которые не хотят прививаться. Не думаете ли вы, что в конце нового учебного года снова будете сидеть и краснеть?
— Студенты – это вчерашние школьники. Поэтому не надо относиться к ним как к сформировавшимся взрослым. Я считаю правильным, что на них надо давить. И давить теми же QR-кодами.
С другой стороны, дистант проходит лучше, чем в прошлом году. Например, я лично уже не повторю тех ошибок, которые были на предыдущем.
Каждый конкретный человек имеет свои представления о жизни, проблемы и тараканы. Дайте преподавателю хотя бы 3–4 занятия провести в реальности, чтобы он мог проверить, что действительно дает студентам.
Я считаю, что правильный путь – вводить дистант в систему образования медленно, постепенно, в течение пяти лет. Также и в целом образование нужно медленно перезапускать. По щелчку такое не делается.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Лучшие интервью за 2021 год