Пандемия коронавируса в мире бушует уже третий год. Многие ученые и эксперты предрекают пятую и даже шестую волны. Когда все-таки удастся остановить пандемию? Долго еще ждать эффективных препаратов для профилактики и лечения коронавируса? Какая вакцина лучше? Можно ли считать новый коронавирус бактериологическим оружием? Эти и другие вопросы обсудили с известным российским ученым-иммунологом, академиком и научным руководителем Института иммунологии и физиологии УрО РАН Валерием Черешневым.
«Промобот» не прав?
Валерий Александрович, нейросеть пермской компании «Промобот» спрогнозировала, что пик четвертой волны придется на 22 декабря. Но по официальным данным, в последние недели в РФ, наоборот, снижается заболеваемость. Кому верить?
— Похоже, что пик все-таки пройден, ситуация стабилизировалась. Мы видим довольно ощутимое снижение по выявляемым случаям коронавируса в сутки. Если в начале ноября в России в день заболевали около 41 тысячи человек, то теперь уже меньше 30 тысяч.
Опыт показывает, что за время пандемии COVID-19 практически ни одна прогностическая система не сработала. Даже на коротких отрезках математическое моделирование редко дает правильный прогноз. Посмотрим, сбудется или нет предсказание нейросети «Промобота». Все бывает. Сейчас набирает обороты новый штамм «омикрон»: если только он окажет влияние и вызовет всплеск заболеваемости.
Впору говорить о панике в мире в связи с появлением «омикрона». Этот штамм может оказаться опаснее «дельты»?
— Об «омикроне» известно еще с сентября, когда его обнаружили в Кейптауне. До поры до времени его удавалось блокировать. Но, исходя из того, как он все-таки быстро начал распространяться в ЮАР и в итоге вышел за пределы Африки, предупредили, что «омикрон» может быть посильнее штамма «дельта» с точки зрения заразности. Но это надо исследовать досконально. А уже весь мир чрезвычайно напуган! Вот вам нагнетание: никто ничего толком не знает, но уже все боятся. Пока не доказали, что штамм «омикрон» более опасен. Только по клинике, повторюсь, определили, что им быстрее заражаются после контакта с больным.
На пороге пятой волны
Пандемия COVID-19 длится два года. Когда она уже завершится?
— Пандемия завершится, когда достигнем уровня в 80–90 % вакцинированных. Потому что все неиммунизированные – это поле для мутации вируса. В Китае проживает 1,4 млрд человек, из них 1,2 млрд уже привились. Из 100 тысяч инфицированных от коронавируса скончались 4,5 тысячи заболевших. У нас столько умирает за четыре дня! Жесткая дисциплина, локдаун, тотальная вакцинация – и в Китае нет пандемии, потому что создали барьер для распространения вируса. В Индии, где весной умирало больше всего людей, сейчас вакцинировали около 1,1 млрд жителей. И все: вирус больше не бушует.
Откуда пришел «омикрон»? Из Африки, где в среднем число привитых составляет всего 20–30 %. Если мы в России за ближайшие три-четыре месяца не достигнем 80 % привитых, то кампанию по вакцинации, по сути, придется начинать заново. Потому что у многих истечет срок действия после первоначальной прививки.
И тогда высока вероятность пятой волны?
— Да. Как уже сказал, те, кто привился или переболел полгода назад, становятся «чистыми» для коронавируса. Исследования института Гамалеи показали, что защитный эффект после прививки держится шесть месяцев. Поэтому и нужна ревакцинация.
Можно ли рассчитывать на появление разовой прививки от коронавируса, чтобы не ревакцинироваться каждые полгода?
— Конечно, можно. Сейчас ведутся разработки разовой прививки от разных штаммов, как против гриппа. Как известно, каждый год циркулируют разные штаммы гриппа, поэтому есть несколько вакцин. Только зафиксировали первые случаи гриппа – сразу применяется определенная вакцина и эпидемия гасится. Кроме того, в институте имени Чумакова рассматривается вариант создания комбинированной вакцины против гриппа и ковида.
Какая отечественная вакцина эффективнее? Корректно ли так ставить вопрос?
— Некорректно. Потому что если «Спутника» выпустили уже более 200 млн доз, то вакцины «ЭпиВакКорона» – примерно 10–12 миллионов, «КовиВак» – еще меньше. Когда будет сопоставимая выборка, тогда можно сравнивать. Сравнительных исследований на эту тему еще пока не опубликовали. На сегодня самый большой опыт применения отечественных вакцин накоплен по «Спутнику». Считается, что это наша лучшая прививка, которая сопоставима с тем же «Пфайзером» и другими эффективными зарубежными вакцинами.
«Эра вирусов» наступает
На недавней конференции Российской ассоциации содействия науке вы заявили об «эре вирусов», которая наступила несколько десятилетий назад.
— Совершенно верно. Каждый год в мире регистрируется от двух до пяти новых вирусных заболеваний. Это связано со многими причинами, в том числе с широким применением антибиотиков. Естественные свойства вирусов таковы, что они устойчивее бактерий, т.к. проникают в клетки и не доступны действию лекарств. Поэтому бактериальные инфекции отходят, а вирусные – нарастают.
Смотрите, те же коронавирусы известны давно. Но первые эпидемии коронавируса зафиксировали уже в XXI веке. Сейчас в случае с COVID-19 переживаем пандемию. Перерывы между эпидемиями-пандемиями и появлением новых типов коронавирусов уменьшаются, а их вирулентность сначала возрастала, а затем существенно снизилась. Благодаря жестким ограничительным и изоляционным мерам удалось сдержать развитие эпидемии в случаях с SARS-COV-1 и MERS. Хотя локально они продолжались по два года. А с COVID-19 вовремя не сориентировались, оперативно не приняли изоляционные меры, и он широко пошел по миру. Коронавирус, каждый раз побывав в организме человека, уже меняет свои свойства и все лучше борется с иммунной системой.
Получается, если бы вовремя закрыли все границы, то нынешней пандемии можно было избежать?
— Конечно! Китай же, где все началось, показал пример. Сейчас там никакой пандемии нет и в помине. Потому что большинство граждан привитые. А в остальном мире? Посмотрите, период пандемии уже удлиняется, заходим на третий год. Чем медленнее весь мир будет вакцинироваться, тем больше коронавирус сможет накапливать свой патогенный потенциал. И тем дольше продлится пандемия.
Продолжаются дискуссии о происхождении коронавируса. Одни эксперты считают, что он имеет естественное происхождение. Другие – настаивают на его искусственном генезисе, относят к бакоружию. Вы к какой точке зрения склоняетесь?
— Недавно провели экспедиции в горы Китая, а также на Памир и другие регионы. Сейчас как раз сезон зимней спячки у летучих мышей. Их исследуют, вскрывают и в кишечнике определяют коронавирус SARS-COV-2, то есть мыши выступают его природными резервуарами. Выделенный у них вирус по патогенности такой же, как и у больных людей. Это говорит о том, что это естественный вирус, который сформировался в природе. Он мог быть усилен направленным воздействием человека. Не исключен вариант того, что изначально патогенный коронавирус сделали более опасным в лаборатории. Но с этим вопросом еще предстоит разобраться. Очевидно только, что нынешний коронавирус – это не созданный в лаборатории штамм.
Когда появится лекарство от коронавируса?
Вакцину в разных странах создали достаточно быстро. А почему до сих пор нет эффективных лекарств, которые бы убивали COVID? Пока только есть препараты для поддерживающей терапии.
— Работа над этим ведется в России и за рубежом. Каждый день приходят сообщения об испытании новых химических препаратов – будущих лекарствах. Как только появится эффективное лекарство против коронавируса, это будет способствовать окончанию пандемии.
Вы уже много лет с коллегами изучаете вирус Сендай, который обладает контрдействием и к коронавирусу. В начале пандемии вместе с учеными-медиками из Санкт-Петербурга предложили использовать его для профилактики COVID. Как продвигается работа в этом направлении?
— Сейчас в Санкт-Петербурге работает инициативная группа: проводятся испытания на 48 врачах-добровольцах, которым для профилактики ввели вирус Сендай. Эффект пока неплохой, коронавирусом заразились только три человека.
Использование подогретых гелий-кислородных смесей для лечения тяжелобольных – другая разработка, в которой вы участвуете. Как прошли испытания прибора-термогеликса?
— Применяли его в республиканской клинической больнице Коми. И смеси хорошо помогали пациентам. Прибор-термогеликс подтвердил наши ожидания: из более чем 300 больных только 12 человек перевели на ИВЛ. Результаты клинических испытаний представили в Минздрав РФ. В Росздравнадзор подготовили документы для массового производства прибора. Сейчас Сбербанк решает вопрос о финансировании.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Лучшие интервью за 2021 год