Вот уже несколько недель, как в Челябинской области внедрили систему входа в заведения по цифровым QR-кодам. Владельцы ресторанов и кафе сразу начали писать петиции с просьбой отменить это нововведение. Сейчас в регионе по распоряжению губернатора Алексея Текслера снят запрет на посещение подобных мест после 23:00. Каким стало падение выручки за первые недели ограничений и почему бизнесмены продолжают открывать новые кафе и рестораны в такие непростые времена – рассказал председатель пивоваров Южного Урала, владелец сети заведений «Лаборатория живого пива» Илья Ройтенберг в проекте Publik Talk «ФедералПресс Центра».
«Вернутся ли они в мой ресторан?»
Илья, сказалось ли на посещаемости кафе и ресторанов недавнее введение QR-кодов?
— Конечно. Я специально общался с рестораторами на эту тему и пришел к выводу, что по ресторанному бизнесу падение составило примерно 60–70 %. По данным налоговой службы, общепит потерял около 20–30 %. Такое большое расхождение может быть из-за того, что налоговая служба посчитала прибыль всего общепита: столовых, пельменных, баров и кафе в аэропортах. Но я скажу по своим заведениям, что таких низких выручек я еще никогда не видел.
Как отреагировали посетители? Было ли откровенное непонимание, когда [гости заведения] пытались прорваться, начинать скандалить и говорить, что «раз не пускаете, тогда я к вам больше никогда не приду»?
— При мне была ситуация, когда к нам зашли четверо ребят, у троих были QR-код, а у одного – справка. Он ее показывает, а бармен ему говорит, мол «такую справку я сам могу нарисовать и написать, что у меня есть медотвод». Поэтому, к сожалению, пустить вас с ней мы не можем. Ребята не стали спорить и ушли в другое место. Вернутся ли они в мой ресторан? Не знаю. Но, думаю, все эти отказы в будущем еще скажутся на нас.
Что касается иностранцев, то по ним ситуация вообще непонятная. Некоторые рестораторы совсем не хотят с ними связываться. Иностранцы предоставляют документы о вакцинации, в которых нелегко разобраться, и из-за этого приходится им отказывать. Представляете, насколько им обидно, когда говорят, что «извините, но вам сюда нельзя с этим документом»? Они идут в следующее место, где им говорят то же самое. А ведь у нас в городе много командировочных. Какое впечатление у них останется от Челябинска?
Ваше личное мнение, внедрение QR-кодов – это благо или нет?
— Мое личное мнение, что эта мера избыточная. Привитый человек точно так же может быть носителем вируса. Совсем не значит, что если у тебя есть QR-код, то ты автоматически стал здоровым и безопасным и можешь совершенно свободно со всеми общаться, ко всем подсаживаться, за руки здороваться.
«Возвращаться туда мне неохота»
В начале 2020 года, когда были закрыты все заведения, многие рестораторы также жаловались, что у них дикое падение выручки. А вы в это время открыли новое заведение на Кировке (центральная пешеходная улица Челябинска. – Прим. ред.). Другие просто не умеют вести бизнес? У вас же получилось?
— Когда мы там встали, я услышал много поздравлений. Люди мне говорили, что я молодец. Но это не так. Заведение на Кирова работает очень плохо. Оно не закрылось до сих пор потому, что туда мы вложили большое количество денег. И если внешний мир нам еще ухудшит ситуацию, то это будет полный крах.
Как ваши сотрудники отнеслись к введению QR-кодов? В каком моральном состоянии они находятся?
— В моем коллективе вообще нет текучки. Даже продавцы работают по 10 лет. А если уходят на новое место, то потом обязательно возвращаются. В этом отношении они расслаблены, уверены, что все будет хорошо. Они выполняют свои обязательства, а мы – свои. Многие, думаю, даже не знают всех внутренних проблем, что в этом месяцев у заведения маленькая выручка и откуда-то нужно брать деньги им на зарплату.
Если была возможность вернуться в начало 2020 года, какие бы вы дали советы самому себе?
— Если бы я туда вернулся, то опять бы болел ковидом, похудел на 12 килограмм (смеется) и был бы очень сильно ослаблен. Тогда я еле разговаривал и ноги волочил, даже в больнице лежал. Поэтому возвращаться в начало 2020 года мне неохота.
Я не жалею о решении встать на Кировке. Да, дела там идут не очень хорошо, но критичного ничего нет. При этом никто из моих партнеров по бизнесу не жирует, не собирается переезжать на Канары или... попасть на нары (смеется). Мы просто живем. И мы – такие же сотрудники, как и наши подчиненные, так же работаем. Просто иногда, может быть, больше.
Благодарим Гранд Отель Видгоф за гостеприимство
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Лучшие интервью за 2021 год