В Петербурге с начала года начнет действовать мусорная реформа. Региональный оператор «Невский экологический оператор» («НЭО») приступит к работе без готовой концепции. Проектирование новых площадок для переработки отходов тоже еще в будущем. Однако компания уже обещает, что к 2030 году будет перерабатывать 80 % мусора. С какими проблемами могут столкнуться жители Петербурга, когда «НЭО» приступит к работе, и какая технология переработки ТКО могла бы быть оптимальна, «ФедералПресс» рассказал руководитель инициативной группы «Лаборатория прикладной экологии», соавтор технологии литификации, предложенной для рекультивации полигона «Красный Бор», председатель правления ЖСК Андрей Пекурин.
Региональный оператор «Невский экологический оператор» («НЭО») должен начать работать с 1 января. Как бы вы оценили его готовность?
— Должность председателя ЖСК обязывает, и у меня возник вопрос: что делать с мусором, так как у меня нет договора на вывоз с «НЭО». У нас заключен договор со «Спецтрансом». Они мне говорят, что как возили, так и будут возить, но договор нужно будет заключать с другой компанией. Все реквизиты и контакты ЖСК известны, но ни одного письма или уведомления от «НЭО» не поступало. Я общался со своими коллегами, им тоже непонятно, кто будет вывозить мусор. Коллапс наступит на праздниках, когда у нас будет особенно много отходов. Без своевременного вывоза мусора город после Нового года просто утонет в мусоре.
Что, по-вашему, нас ждет с мусором в ближайшее время?
— Три возможных варианта развития ситуации. Первый: все останется, как и было до «НЭО», так как новая система взаимоотношений полностью еще не активирована. Второй: ничего не получается, мы зарастаем мусором за пару-тройку дней, вводится режим ЧС. Третий – самый фантастический вариант: неожиданно самоорганизуется предприятие «НЭО», которое сможет удержать ситуацию под контролем. Первый вариант реалистичнее.
Какие допущены ошибки?
— Я считаю, что переход должен быть поэтапным. На начальном этапе «НЭО» пробует внедрить новые подходы и цены на одном-трех районах, корректирует возникающие недочеты.
Уверен, что во время продолжительных новогодних праздников не стоит затевать масштабные нововведения, особенно связанные с вывозом мусора в момент пиковой нагрузки. Разумнее это делать в середине года, чтобы за полгода всесторонне подготовиться к переходу и сделать его летом, когда объем вывозимого мусора минимален.
Эксперт об утилизации мусора в России: «Нельзя отходы сегодня переработать в ноль»
Кроме того, проведен тендер на проектирование заводов по переработке мусора, в котором участвовала единственная компания – победитель. Из Новосибирска. Представляется оправданным, чтобы решением наших вопросов занимались петербургские компании, у нас накоплен богатый, многолетний, позитивный опыт в области переработки отходов.
Как следовало бы, по-вашему, организовать работу с ТКО?
— Вопросами отходов должен заниматься коллегиальный орган, с участием заинтересованных организаций, имеющих соответствующий опыт. В него могут войти представители администрации регионов, действующих полигонов, транспортных компаний, природоохранных и экологических организаций, специалисты с технологиями по переработке отходов. А региональный оператор выступит в роли объединяющей силы.
Считаю, что неэффективно создавать огромные полигоны. Подобрать такую площадку непросто. Начнутся проблемы с логистикой, местные жители будут против. А на нескольких удобно расположенных, небольших площадках с адекватной загрузкой эти вопросы вполне можно решить.
Пищевые отходы необходимо собирать и перерабатывать отдельно. Часть ТКО (макулатура, пластик, металл и т. п.) можно вторично использовать. Часть отходов, содержащих древесные и прочие горючие элементы, можно превратить в топливные брикеты. Оставшиеся горючие отходы тоже можно обработать термически.
Мы сейчас говорим о сжигании? Какие бывают виды термической обработки?
— Рассмотрим термическую обработку двух видов: высокотемпературное сжигание и пиролиз. Пиролиз позволяет переработать часть отходов, которые в результате преобразуются в масло, газ и уголь.
Для большинства горючих отходов нужна высокотемпературная обработка. Она позволяет сжечь все до золы. При этом токсичный дым и едкий запах убираются при помощи специальной установки по очистке и обезвреживанию воздуха, известной как эжекторный скруббер.
Что он собой представляет?
— Эжекторный скруббер – это закрытая емкость, в которую нагнетается выделяемый при горении воздух с вредными примесями и под давлением поступает реагент. В результате чего вредные примеси нейтрализуются, а на выходе получаем безвредный воздух.
«НЭО» пишет, что у них не будет фильтрата. Так ли это? Сколько фильтрата производят полигоны и как его утилизировать?
— Это спорное утверждение, так как фильтрата не может не быть, если складируются пищевые отходы. Фильтрат – это то, что выделяется при разложении складированных пищевых отходов. С каждого гектара действующего полигона по захоронению смешанных бытовых отходов за год выделяется до трех тысяч тонн фильтрата.
Он имеет 2-й класс опасности. Его необходимо нейтрализовать и утилизировать на месте или вывозить на специализированные полигоны, а их у нас сейчас нет.
По нашей технологии фильтрат можно утилизировать так: сначала он поступает в реактор – бак, в котором происходят процессы деструкции и нейтрализации. Испарения нейтрализуются эжекторным скруббером. Во втором баке процесс продолжается с добавлением реагентов для получения безопасной однородной массы, которая после выгрузки отвердеет – литифицируется. Полученный продукт можно использовать, например, в отсыпке дорог.
Когда появилась эта технология?
— Технология насчитывает уже несколько десятков лет успешного применения в различных отраслях промышленности и народного хозяйства не только в нашей стране, но и за рубежом. В 2000 году на полигоне «Красный бор» были проведены промышленные испытания, когда в выкопанный котлован было помещено обработанное и обезвреженное содержимое карты № 64. Получен твердый образец объемом около 12 кубов. Через три недели по нему уже ездил трактор. В 2016 году эти испытания повторили. Технологию испытывали также на полигонах «Новый свет», «Ядрово», «Серпухов» и Байкальском ЦБК. В числе обезвреженных образцов: фильтраты, шламы нефтепереработки, илы КОС, черный щелок и шлам-лигнин, бывшие в употреблении железнодорожные шпалы.
Почему не удается ее внедрить?
— С 2016 года мы обращаемся к депутатам различных уровней, главам регионов, в государственные и частные организации. Государством средства на экологию выделяются огромные. Необходимо выходить на уровень людей, принимающих решения. Надеюсь, что к губернатору Ленобласти попадут презентации отечественной разработки, отличающейся универсальностью, простотой и эффективностью. Предлагаемая технология не панацея, однако один из вариантов реального решения проблемы.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева