Несмотря на долгие годы дипломатических отношений, многие африканские страны остаются терра инкогнита для российского бизнеса. О том, как могут взаимодействовать наши государства в будущем, «ФедералПресс» выяснил в беседе с послом Уганды в РФ Джонсоном Агарой Олвой.
«Люди с российским образованием оказались лидерами нашей страны»
В чем именно Уганда видит перспективы развития отношений с Россией на текущий момент?
— У Уганды прекрасные отношения с Россией. Основная задача сейчас – увеличить торговый оборот. Это отмечалось и во время переговоров президентов Путина и Мусевени в 2019 году. Подчеркивалось, что над этим надо работать с обеих сторон. Мы также видим, что наши российские друзья могут инвестировать в экономику Уганды, как и в другие восточно-африканские страны. Мы уверены, что россияне оценят потенциал этого рынка.
Еще одно важное направление сотрудничества – это, конечно, туризм. Россияне много путешествуют. И много тратят. Можно путешествовать в Уганду. Можно совместить путешествие в Уганду с туристическими маршрутами в соседние страны. И, конечно, мы бы хотели, чтобы российские бизнесмены участвовали в развитии нашего отельного бизнеса, инвестировали в совершенствование его инфраструктуры. Там имеются очень большие возможности.
Необходимо продолжать сотрудничать и в сфере образования. Многие годы Россия предоставляла места для обучения нашим дедушкам и бабушкам, здесь учились наши родители. В итоге именно люди с российским образованием оказались лидерами нашей страны. Нам важно сохранить этот тренд. Замечу, в большинстве случаев наши родители обучались в России бесплатно и даже получали стипендию. Сейчас Россия по-прежнему предлагает стипендии для угандийцев, несмотря на то, что многие родители в Уганде готовы оплачивать обучение своих детей в университетах. Мы считаем важным развивать это направление – платное обучение. Уже есть для этого немало положительных примеров.
Какое российское профессиональное образование востребовано в Уганде?
— Наши студенты обучаются по различным специальностям. Но мы в первую очередь побуждаем получать образование в научно-исследовательских направлениях, а также в области медицины и технологий. Это то, что сейчас важно для нашей страны.
Вы говорили о необходимости наращивать товарооборот между Угандой и Россией. На каком уровне он находится сейчас?
— На очень скромном, 80 млн долларов. Это надо исправлять, реализуя российские товары в Уганде и импортируя угандийские товары в Россию. Обе страны получат от этого пользу.
«Любые российские товары могут быть востребованы в Уганде»
Какие российские товары пользуются спросом в вашей стране?
— Буквально любые российские товары могут быть востребованы в Уганде. Сейчас это в первую очередь пшеница, оборудование, продукция для машиностроения. Россия импортирует из Уганды кофе, какао-бобы, чай, рыбу, фрукты. Надо заметить, в настоящий момент Уганда экспортирует в основном необработанные материалы и сырье. Мы хотели бы стимулировать российский бизнес участвовать в процессе переработки. Например, в Уганде было бы выгодно организовать пищеперерабатывающие производства. То же самое касается любых процессов, позволяющих увеличить долю добавленной стоимости наших товаров. Хотелось бы, чтобы российские бизнесмены к этому подключились.
Какие привилегии получает иностранный бизнес при инвестировании в экономику Уганды?
— Преимуществ много. Первое – это возможность свободно и бесплатно получить землю. Кроме того, при размещении в свободной экономической зоне инвесторы смогут экспортировать свою продукцию без налогов и пошлин. Свободные трудовые ресурсы, которые могут быть использованы в Уганде, составляют более 2 млн человек.
У Уганды есть соглашение с Европейским Союзом, построенное по принципу «все, кроме оружия». Иначе говоря, продукция, произведенная в Уганде, может без ограничений быть экспортирована в ЕС. Имеется и акт США, согласно которому товары, производимые на территории Уганды, могут беспошлинно экспортироваться в США. Действует и порядок внутриконтинентального свободного передвижения товаров в Африке.
Как в целом вы оцениваете отношения между нашими странами?
— С момента обретения независимости в 1962 году мы стали близкими политическими партнерами. В следующем году исполнится 60 лет этим отношениям. Уверен, они будут и дальше развиваться и приносить пользу нашим странам.
Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com
Лучшие интервью за 2021 год