Весь прошлый год власть и бизнес Тюменской области ломали голову над тем, как побудить инвесторов вкладывать деньги в районы. Одной из самых популярных тем стал туризм. И недаром: регион активно продвигает тему исторического наследия, уже полтора года существует бренд термального моря. «ФедералПресс» поговорил с доцентом кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иваном Вилковым о том, суждено ли туризму стать одной из ведущих отраслей экономики региона.
Тюменская область похожа на Питер
Иван Николаевич, доля туризма во внутреннем региональном продукте (ВРП) Тюменской области насколько велика сейчас?
— Более или менее близки к туризму деятельность гостиниц и предприятий общепита. Их доля составляет порядка 1,2 % от ВРП региона [показатель 2019 года]. Но, строго говоря, общепит полностью нельзя считать туристическим сектором, ведь местные тоже ходят в кафе и рестораны. Поэтому это очень условно. Плюс отрасль имеет мультипликативный эффект на смежные сферы: человек не просто остановился в гостинице, он пользовался и каким-то видом транспорта, сходил в музей, посидел в кафе, еще где-то побывал. К чему я это?
Этот эффект тоже стоит учитывать, оценивая вклад туризма в ВРП. По одной из оценок, одно рабочее место в туризме дает еще плюс два рабочих места в смежных отраслях – сельском хозяйстве, транспорте и так далее. Поэтому даже если взять вклад в ВРП и умножить на три, то он будет в пределах 3–4 %. Это то, что реально туризм сейчас дает. В потенциале может быть до 5–6 %.
Эти показатели – много или мало?
— Тюменская область неплохо смотрится на фоне других регионов. К примеру, наши 1,2 % сопоставимы с показателем Санкт-Петербурга – у них 1,3 % где-то. Показатель для нашего региона, которому сложно тягаться с северной столицей по числу достопримечательностей, деловой активности, достойный.
Кто о нас знает?
Может ли туризм стать одной из ведущих отраслей экономики региона?
— Нет. У нас это все-таки нефтегазовый сектор, обрабатывающая промышленность – они будут иметь в ВРП гораздо больший удельный вес, что бы мы не делали. Но и останавливаться на достигнутом по туризму нельзя, надо расти.
Что конкретно для этого делать?
— Пиарить регион. Появление туристического бренда – небыстрый процесс. Бренды формируются десятилетиями, особенно когда это приходится делать с нуля. По большому счету, о Тюменской области как об объекте для туристических поездок за пределами УрФО мало кто знает. Сложно представить, чтобы кто-то, условно, из Волгограда или Москвы рвался сюда. Вот это сложная задача.
Но ведь многие годы власти делали ставку на культурно-историческое наследие, особенно на Тобольск.
— А что в Тобольске есть такого для жителей Центральной России? Ведь и путь неблизкий, и стоимость авиаперелета недешевая. Посмотреть кремль? Но ведь по Золотому кольцу этих кремлей, церквей старых – множество. Это для нас понятно и ценно: единственный кремль за Уральскими горами. Для жителей центральной части страны нужно объяснять, что в наших городах эдакого.
Им нужны какие-то супер значимые поводы, чтобы рвануть сюда. Посмотреть Тюмень и Тобольск можно за день. А для региона, для экономики важно, чтобы человек оставался подольше, чтобы тратил деньги. У меня ощущение все же, что нужны межрегиональные маршруты. Что-то вроде Екатеринбург – Тюмень – Тобольск с неким продолжением. Замечательный вариант – это «Императорский маршрут».
В Тобольске стали активно восстанавливать старые здания. Но часть горожан считает эти траты неразумными. С точки зрения экономиста – верное решение восстановить уникальные здания?
— Сто процентов нужно все восстанавливать. На новую архитектуру к нам не поедут. В Тюмени деревянная резьба – один из магнитов для туристов, это нужно брендировать. Возможно, стоит определить отдельное место, где эти домики старые, с уникальной резьбой, восстанавливать. В центре ведь многое посносили. Вот такие улочки воссоздавать. Хорошая идея с пешеходной улицей Дзержинского. Но ее одной в масштабах Тюмени мало, конечно. Нужно несколько таких точек притяжения.
Якорь бросить в грязи
Иван Николаевич, как считаете, какое направление туризма может стать якорным в Тюменской области?
— Если мы говорим про экономику, про отдачу от туризма, то это, конечно, использование целебных факторов – грязи, минеральная вода, термы. На этом можно зарабатывать больше, чем на историческом туризме. Почему? Потому что если человек приезжает в санаторий лечиться, то это в среднем путевка на 9–10 дней, а медики советуют и 2–3 недели. Добавленная стоимость такого турпродукта больше. Смотрите: человек купил путевку, питается местными продуктами, его лечат, он может съездить на шоппинг, сходить в ресторан, на экскурсию и так далее. Везде он тратит деньги. Поэтому данное направление куда более перспективно.
Нам нужно у турок много чему поучиться в плане того, что они превратили туризм в локомотив экономики.
Что вы имеете в виду?
— Смотрите, вы приезжаете в Турцию, и вас везут из аэропорта в отель на автобусе, который был произведен в Турции. В столовой вам подают еду из местных продуктов. Вы живете в отеле, который построили турецкие компании. То же самое – посуда, мебель и так далее. То есть к туризму по-хорошему нужно максимально подтягивать все сферы. Насколько я знаю, у нас для строительства, оборудования сложных туробъектов приглашают компании извне. И мы часть экономического эффекта теряем.
Есть у нас в области примеры туристических объектов, которые вам как экономисту нравятся?
— Сложно сказать. Нравится, как санаторий «Сибирь» развивается. Они и опыт переняли, и растут неплохо. Вот про аквапарк с точки зрения финансовых показателей я такого сказать пока не могу. По 2020 году он убыточным еще был, судя по открытой информации. Этот конкретный объект слишком большой. А в целом, на мой взгляд, объектам у нас не хватает какой-то эволюционности в развитии.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская, Елена Аталыкова, Елена Ельцова