ESG тематика, казалось, бы ушла на второй план как глобальной, так и российской повестки. Но именно сейчас нельзя сбавлять набранный темп: восстанавливать форму всегда сложнее, чем поддерживать. О том, как привлечь бизнес, причем, малый и средний, к ESG повестке, как помочь им найти новые смыслы в меняющихся реалиях, «ФедералПресс» рассказал директор по ESG АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» Торгово-промышленной палаты России Станислав Ильянов.
Станислав Борисович, что сейчас происходит с ESG-повесткой в компаниях? Можно ли сказать, что она уходит на второй план?
– Честно говоря, она всегда была у нас на втором плане. На втором, но стратегическом плане. Прошлый годстал неким исключением, и ESG-повестка широко освещалась. Наверное, в связи с восприятием ее как лучика света в конце тоннеля экономических потрясений мира или как знак того, что наконец-то человечество достигло такого уровня развития и материального насыщения, что можно задуматься о сохранении и защите мира как экосистемы. Не исключено также, что крупным геополитическим игрокам ESG-повестка казалась новым инструментом для «экологического» давления на «неудобных» игроков экономики или даже страны целиком.
Для большинства крупных коммерческих компаний активная вовлеченность в ESG повестку была – и по-прежнему связана – с возможностью привлекать инвестиции, участвовать в новых проектах, иметь доступ к новым рынкам, то есть с желанием продолжать зарабатывать или зарабатывать еще больше. Есть искренне переживающие и вкладывающие усилия и средства в сохранение достойной окружающей среды, а есть столь же искренне использующие новую возможность для увеличения своих доходов.
В этом году, как и много раз до этого, тематика сохранения достойной окружающей среды ушла на второй план. И даже продвинутая Европа в очередной раз готова закрывать глаза на экологию и решать другие задачи. Как будто и не было всей экологической повестки. Налицо неустойчивый подход! Причина– в принципе, который лежит в основе западной социально-экономической системы: максимизация прибыли – минимизация затрат.
Сейчас некоторые эксперты говорят , что нам необходима национальная привязка целей ESG, приземление целей глобального развития к российским реалиям. Как вы думаете, с чего мог бы начаться этот процесс?
– Российские реалии являлись, являются и будут являться весомой частью глобального развития. Я бы даже сказал иначе: какое будет развитие российских реалий, таким станет и глобальное развитие. Ничего нового в ESG (кроме самой аббревиатуры) для нашей страны нет, все принципы, сформулированные в стандарте ESG, широко внедрялись в советский период. Поэтому у нас была и социальная защищенность граждан, и устойчивая экономика предприятий и государства, и эффективная подготовка, и ротация кадров, и передовые системы управления. Просто мы все отключили и на длительный период забыли. Почему? Потому что сменили приоритеты, страна вступила на рыночный, казалось, светлый путь.
Но как бы мог быть построен процесс?
– Тут простого принятия и внедрения существующих ESG стандартов и подходов недостаточно, ведь их практическое значение в ближайшей перспективе непонятно. И сейчас нам нужна широкая дискуссия по этому вопросу, чтобы самим определить, что есть достойная среда, сформулировать некий стандарт «устойчивой достаточности» человека, гражданина, работника. Он может отличаться от того, что существует в других странах. И это нормально.
Есть и еще один фактор – стоимость нашей природы. За многие десятилетия западные «друзья» научили нас считать деньги, и спасибо им за это. Теперь давайте оценим все те экосистемные услуги, которые производит природа нашей страны, и которыми в силу многих факторов пользуются приграничные и не только страны. И предъявим счет. Уверен, что цифры на этом счете будут с большим количеством нулей, и уж точно выше цифр, которые мы получаем от продажи энергоресурсов. Это к слову о нашем влиянии на глобальное развитие и ее устойчивость. С учетом этого мы по праву имеем все шансы стать законодателем «экологической моды» во всем мире.
Но для этого необходимо, чтобы все жители России понимали, сколько стоит чистая вода, воздух.
– «Экосистемное образование», начиная с малых лет, первичная задача. Нельзя вмиг поменять сознание взрослого, следовательно, надо набраться терпения, реформировать систему образования иориентироватьмолодых россиян на создание устойчивой страны и устойчивого мира.
Вы говорили ранее, что в климатическую повестку необходима интеграция среднего и малого бизнеса, крупный там уже представлен. Но как добиться массовости такого процесса, как сделать его привлекательным для небольших компаний? Какие шаги государства, на ваш взгляд, необходимы?
– Конечно, если ты с детства не слышал дома, в школе, в институте и на работе, что забота об окружающем мире – это не просто лозунги, а твои конкретные возможности есть полезную пищу, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке, любоваться зелеными лугами и густыми лесами, если ты не вкусил все эти прелести с детства, а вырос в каменных джунглях, привык дышать смогом, шагать по грязным улицам, постоянно прибегать к помощи докторов, то сложно положительно воспринимать информацию важности заботы об экологии. Тем более информацию от людей, которых ты видишь впервые. Годы перестройки сформировали хроническое недоверие ко всему, потому что много обещают, мало делают, еще меньше получается.
Но несмотря ни на что, роль малого и среднего бизнеса в устойчивом развитии может стать весомой по целому ряду причин.Во-первых, необходимо больше доверия со стороны государства по отношению к МСП, ведь они являются самой деловой частью нашего населения. Предприниматель – это «земский врач» экономики страны: он «пациента» знает с детства, чем тот «болеет», как и чем его лечить. Только вот лекарства не дают и лечить не разрешают, при этом везде о нем пишут и говорят. Делегирование МСП полномочий со стороны государства для решения задач в области устойчивого развития дало бы заметный экономический эффект для всей страны.
Крупным корпорациям, монополистам давно пора начать кооперироваться по принципу партнерства (а не в качестве «сурового» заказчика) с МСП и отдавать им часть своих процессов, которые у них давно уже экономически хромают. Кооперация, а не поглощение и подминание.
Во-вторых, нужно более активное просвещение МСП о повестке, задачах и сложностях в области устойчивого развития. Особая роль и ответственность здесь у общественных объединений, в том числе таких, как наша система Торгово-промышленных палат, которая представлена в каждом субъекте РФ. Необходимо поощрять и создавать новые площадки для международного сотрудничества МСП в области устойчивого развития. МСП – это не компании, а люди, которые в первую очередь руководствуются своими внутренними ценностями, а не задачами совета директоров или акционеров компании и, следовательно, более внимательны к вопросам сотрудничества, более бережно относятся друг к другу, независимо от размера компании, национальности, языка. Они и устанавливают гораздо более устойчивые связи друг с другом, которые в меньшей степени подвергаются негативному воздействию политических факторов. Это надо делать в рамках стран таможенного союза, БРИКС и т.д.
Могут ли новые экономические условия помочь бизнесу найти новые смыслы в ESG-повестке?
– Новые экономические условия уже придали новый смысл ESG-повестке. Как мы видим, крупные компании, которые до этого считались экономически стабильными, по факту показывают свою неустойчивость по причине низкого доверия со стороны инвестора, сотрудника, потребителя или власти. Как можно доверять компании, которая с пеной у рта агитировала за экологию и гордилась своей ответственной политикой, но при малейшем изменении политической конъюнктуры моментально изменила своим взглядам, уволила сотрудников и вообще ушла с рынка? Для нас это хороший пример, как не должно быть, и основа для проработки того, что нужно делать, чтобы так не было. МСП как раз способен повестку ESG сделать устойчивой.
Закрытие европейских рынков по факту нас подтолкнуло к освоению азиатских рынков, которые где-то даже опережают западные страны в развитии ESG повестки и вводят на законодательном уровне требования по экологичности, социальной ответственности и так далее. Нашим экспортерам и импортерам надо это учитывать уже в самой ближайшей перспективе. Компании не должны снижать свою активность в сфере ESG, а, наоборот, усиливать ее внедрение и практическое применение, а также вовлекать в повестку широкий круг участников.
Фото: ФедералПресс / Елена Ельцова
ESG-развитие