Жестокое убийство 29-летней Анжелы Арантеевой в Сургуте потрясло всю Югру. Муж зарезал женщину ножом практически на глазах у ребенка, а потом пытался покончить с собой. Трагедия произошла за два дня до развода. Последний раз супруг избил ее на работе на глазах у коллег. Анжела поздно обратилась в полицию, закон не успел ее защитить. По статистике каждая четвертая женщина подвергается домашнему насилию. Каждые 40 минут от рук мужчины погибает женщина. Как спасти жертву насилия – в интервью «ФедералПресс» рассказала семейный психолог Юлия Лукашенок.
Первые звоночки
Когда женщина должна понять, что рядом с ней домашний насильник?
— Первые звоночки чаще всего пропускают, потому что разум отказывается принимать факт краха ожиданий от самого близкого человека. Что такое быть замужем? Это быть под его защитой. Когда мужчина ведет себя нетипичным образом, женщине нужно время, чтобы эта информация до нее дошла. И в какой-то степени вера в этого человека мешает осознанию действительности.
Почему тяжело осознать всю тяжесть семейного насилия?
— Потому что оно циклично. После первого удара возникает фаза медового месяца, мужчина старается загладить свою вину, просит прощения, покупает цветы. После идет нарастание напряжения и избиения.
И физическое насилие редко является одиночным, к нему присоединяются сексуальное, экономическое, медицинское и др. Мужчина отнимает деньги, чтобы контролировать и унизить жертву, еще больше подчеркнуть ее беспомощность и зависимость. Идет ограничение любых ее возможностей и интересов, телефон отслеживается и прослушивается.
Женщины всегда чувствуют по невидимым признакам и интуитивным ощущениям, когда будет разрядка, побои. Такие женщины приходят на прием с одним вопросом: что я могу сделать, чтобы его не бесить. Мы стараемся деликатно объяснить, что самой жертве сделать ничего нельзя.
И как же быть?
— Не ждать три года, как Анжела, ни в коем случае. Шансов того, что это закончится само собой, нет. Многие женщины говорят: он не бьет детей, только меня. Они недооценивают травматизацию свидетелей. Дети, которые живут в таких отношениях, деформируются, и в будущем становятся с большей долей вероятности агрессорами или жертвами. Этот паттерн поведения они усваивают в родительской семье.
Как распознать жертву насилия
По каким признакам родственники должны понять, что женщина подвергается домашнему насилию?
— Родным надо обратить внимание в целом на отношения в семье. Неосознанно или даже специально агрессор будет демонстрировать свою доминанту, для него важно, чтобы все видели, как жена ему служит. И если они ее о чем-то спросят, то она поворачивается в сторону мужа, ожидая негласного разрешения об этом говорить.
Жертва носит нетипичную для нее одежду и не по сезону, чтобы скрыть шею и запястья. Если есть повреждения рук и ребер, то она себя бережет, аккуратно присаживается. При резких движениях и звуках она втягивает голову в плечи или вздрагивает, очень остро реагирует, когда какие-то движения происходят за ее спиной. Редко встречается с родными или в последнее время не приходит в гости без мужа.
Это повод поговорить с женщиной. Скорее всего, жертва будет все отрицать. Ей нужно сказать, что такое поведение мужа недопустимо, ее любят и помогут, что все вопросы решаемы. Говорить нужно по существу. Внутреннее напряжение при доверительном разговоре ослабляется, и такая женщина может заплакать и рассказать все, но для этого она должна чувствовать себя в безопасности.
Можно еще аккуратно и тактично поговорить с детьми о том, что происходит в семье, они, как правило, информативны.
Выход и тревожный чемоданчик
Что нужно делать дальше?
— Обратиться к участковому, написать заявление. Многие говорят, что полиция плохо работает с такими случаями. Но тут от жертвы очень многое зависит. В моей практике редки случаи, когда женщина доводила дело до конца. Пишет заявление, потом его забирает, потом снова пишет и опять забирает. Она прикрывает насильника. С жертвой должен поговорить психолог, разложить пасьянс вероятностей, цепь событий, которые будут развиваться дальше, не запугивать, а отразить реальную картину.
Всегда ли женщина готова принять помощь?
— Нет, даже если она за ней пришла. Над отношениями работают двое. На работе одного из супругов брак не сохранить. Если женщина не получает волшебной таблетки, то готова уйти и больше не обращаться за помощью.
Поэтому мы должны предвидеть, что женщине придется спасать свою жизнь и детей. Мы просим собрать «тревожный чемоданчик». В него входят хотя бы копии документов, нужные лекарства, деньги, необходимые адреса и телефоны, вещи на первое время. Он должен быть всегда под рукой. Желательно не хранить чемодан дома, агрессор может его найти, а договориться с соседями и оставить его у них.
Есть номер круглосуточной службы социального экстренного реагирования – 8 800 200 72 01. Бригада выедет на место и поможет, в случае необходимости заберет детей и жертву от насильника.
Роковая ошибка
Какую ошибку допустила Анжела?
— Развод насильники давать не любят, они это воспринимают как предательство и хотят отомстить. В случае с Анжелой ошибкой было оставаться в непосредственной близости с человеком, который три года издевался над ней. Жертва должна быть под опекой близкого окружения или в убежище кризисных служб, которые позаботятся о ее безопасности и детях хотя бы до развода.
Я всегда боюсь вопроса, который задают дети (свидетели) в суде, когда преступник наказан: «А что делать дальше?». Иногда приходится говорить: «Мама такой ценой дала урок того, что с тобой рядом не должны находиться люди, которых ты боишься и которые способны причинить тебе боль или твоим детям, когда вырастешь». Даже на этом уровне у ребенка появляется определенная цель – вырасти человеком, каким бы хотела его видеть погибшая мать.
Женщинам нужно понимать, что они отвечают не только за себя, но и за будущее детей и формирование их личности.
Фото: Jussi Nukari via www.imago-image.de / globallookpress.com, Annette Riedl / dpa / globallookpress.com