Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Детский омбудсмен Приморья о помощи семьям: «Не все родители готовы прикладывать усилия»

В Приморье не все родители готовы принимать помощь
В Приморье, по словам Ольги Романовой, не все родители готовы принимать помощь

Помощь семьям с детьми – одно из ключевых направлений работы российских властей в последние годы. И в число мер входит не только финансовая помощь, но и защита детей, принятие новых законов и поддержка семей в сложной ситуации. Как меняется ситуация в Приморском крае, «ФедералПресс» рассказала уполномоченный по правам ребенка в регионе Ольга Романова.

Какие проблемы вы наблюдаете в соблюдении прав детей в Приморье? Какие пути решения вы видите, что уже внедряется в крае?

— Я наблюдаю самую главную проблему – во всех детских бедах, в том числе связанных с нарушением прав несовершеннолетних, так или иначе виноваты взрослые. И зачастую эти самые взрослые не знают о том, что именно они несут ответственность за сложные ситуации, в которых оказались дети. Или не знают, что, совершая то или иное действие или, наоборот, не совершая то действие, которое обязаны выполнить, они тем самым нарушают права ребенка. Право на жизнь и охрану здоровья, право жить и воспитываться в семье, право на общение с близкими родственниками или вторым родителем после расторжения брака между ними, право на образование, на алименты и так далее. Задача уполномоченного по правам ребенка – установив факт того или иного нарушения, оказать максимальное содействие в исправлении ситуации и восстановлении прав несовершеннолетних.

Что касается общих проблем – их достаточно много: у нас в крае по-прежнему остро стоит вопрос с обеспечением квартирами лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не менее болезненной проблемой является недостаток кадров в системе образования, что не может не сказываться на его качестве. По этой же причине, к сожалению, в школах формируются условия для проявления буллинга между участниками образовательных отношений. К числу наиболее серьезных проблем можно также отнести тему детской безопасности. А вот к числу наиболее частых – многочисленные варианты нарушения права детей жить и воспитываться в семье или права на общение ребенка со вторым родителем после расторжения брака.

Органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит решение этих задач, работают в плановом режиме, но не всегда проблему удается решить быстро. По каждому из перечисленных направлений реализуется свой комплекс мер.

Расскажите о последних случаях, в которые вам приходилось подключаться.

— Многие СМИ писали о девочке, которая ночевала в подъезде. Сейчас мы вместе с коллегами из Фокино работаем с этой семьей, чтобы помочь родителям справиться с причинами неблагополучия.

Однако чаще всего мне приходилось вмешиваться в конфликтные ситуации, возникающие в школьных коллективах. Особенность сегодняшних конфликтов, особенно в начальных классах, – это разногласия между учителем и родителями. Неурегулированный конфликт между взрослыми почти в 90 % случаев затронет детей. И в этой ситуации ребенок остается беззащитным. С одной стороны, на него может оказывать психологическое давление учитель, а с другой – родители, обсуждающие действия педагога в присутствии ребенка. Это очень травмирующая ситуация. Таких историй, к сожалению, в настоящее время много. Взрослые потеряли одну из необходимых компетенций в воспитательном процессе – умение предотвращать конфликты или урегулировать их.

Вы видите изменения в наших школах в лучшую сторону: общение учителей, работа с травлей? Расскажите, какая работа идет в этом плане?

— В каждой образовательной организации должна работать либо служба школьной медиации (СШМ), либо служба школьного примирения (СШП). В случае, если, по мнению родителей, в школе складывается неблагоприятная или небезопасная психологическая атмосфера, они в первую очередь должны спросить директора школы о том, как работает служба.

Я вижу, как меняется ситуация в школе тогда, когда директор относит тему психологической безопасности всех участников образовательных отношений к разряду приоритетных.

Сначала меняется в лучшую сторону атмосфера, потом улучшаются и показатели в учебе. Это аксиома – если ученики или педагоги не чувствуют себя в безопасности, о качестве результатов обучения говорить не приходится.

Есть ли статистика, как часто детей изымают из семей и как часто они возвращаются? Как часто истории повторяются? Какая вообще у наших орнанов политика: стараться помочь семьям или быстрее изъять детей?

— Если под словом «изымают» вы подразумеваете применение статьи 77 Семейного кодекса РФ об отобрании ребенка органами опеки и попечительства, то да, такая статистика есть. Пока в 2022 году статья 77 применялась в 15 случаях.

Если вы помните эту норму закона, то важно понимать, что после отобрания органы опеки и попечительства обязаны в семидневный срок выйти в суд с иском о лишении родительских прав.

Обстоятельства применения 77-й статьи – исключительные. К ней прибегают только в том случае, когда есть реальная угроза жизни ребенка или его здоровью прямо «здесь и сейчас». То есть специалисты, оценивая обстоятельства, точно понимают, что если ребенка оставить в них, то он или погибнет, или будет травмирован или заболеет.

Во всех 15 случаях были поданы иски в суд о лишении родительских прав.

Все органы системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, профилактики социального сиротства делают все для того, чтобы помочь семье справиться с причинами, которые привели к неблагополучию. Однако не все родители готовы прикладывать усилия, чтобы изменить свое отношение к жизни. Самая распространенная причина – злоупотребление алкоголем.

Задача – спасти жизнь и здоровье ребенка! Умысла отобрать его из семьи, чтобы наказать родителей, нет и еще раз нет.

Все мы не один раз видели эти семьи, из которых изымают детей: живут бедно, скорее всего пьют. И кажется, что ребенка надо спасать, и часто это приравнивается к забрать из семьи. Но мне кажется, что это люди, у которых просто нет ресурса делать по-другому: не бить, не срываться, заняться их душевным комфортом. Как вы считаете, таким семьям можно помогать на стартовом этапе? Не финансово, а поддержкой?

— Да, вы все правильно подметили: и ребенок очень страдает и травмируется психологически, и родители страдают, оказавшись в состоянии потери ресурса. В такой ситуации очень важно помочь семье на самом раннем этапе, когда признаки семейного неблагополучия только формируются. В Приморском крае существует выстроенная система социальной и психологической помощи семьям на базе 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Вот только семьи за этой помощью не обращаются. Кто-то не знает, кто-то стесняется, кто-то думает, что справится сам.

Важно понимать, что система социальной помощи семьям выстроена Министерством труда и социальной политики Приморского края на основе требований Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан». Это значит, что без заявления гражданина помощь не может быть оказана.

Давайте перейдем к частным случаям. Только за последние месяцы с детьми в Приморье несколько раз происходило самое страшное: девочку увел из дома пьяный мужчина в лес, двух мальчиков во Владивостоке прямо в общественных местах изнасиловали и почти изнасиловали. Что происходит? Как этот ужас можно было предотвратить и что можно сделать, чтобы такие случаи не повторялись?

— В настоящее время в Приморском крае фиксируется рост преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних. Причин для роста несколько:

Никто, кроме родителей, не сможет рассказать ребенку о том, что такое половая неприкосновенность, что такое интимные зоны и как защищать себя от тех людей, кто пытается к ним прикоснуться. А родители не говорят. Они не знают, как и какими словами, они стесняются и боятся этих разговоров, оставляя своего ребенка абсолютно беззащитным в такой ситуации.

Количество людей, имеющих подобные преступные желания и намерения, выросло. Может быть, это связано с психологическим состоянием общества; может быть, с тотальной вседозволенностью в информационном поле и цифровой реальности. Подобный формат поведения словно навязывается различными формами современной массовой культуры.

Иногда подобные деяния совершают и сами дети, проявляя насилие по отношению к своим сверстникам или более младшим детям. И причина роста подобных действий та же – никто не объясняет им, что такое хорошо и что такое плохо. Такие действия стали игрой или развлечением.

Это очень серьезная ситуация, необходим комплекс мер, в том числе и разъяснительная работа в родительском сообществе.

Я провожу встречи с родителями, рассказываю им о возможных шагах и рекомендованных источниках информации на эту тему.

Есть ли что-то в ваших силах, чтобы защитить детей от таких преступлений? Может быть, вместе с коллегами из других регионов?

— Да, поправки и изменения в действующий федеральный закон № 3185-I от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» назрели, обсуждаются, но пока не принимаются.

Как общество может или должно реагировать на происшествия с детьми? Когда соседи знают, что есть какая-то жестокость. Как помочь в таких случаях?

— Нельзя оставлять факты жестокого обращения с ребенком без внимания и без реакции! Даже если вы думаете, что вам показалось, ваши опасения или подозрения надо проверить. Жизнь ребенка может быть в опасности!

При этом важно понимать, что значит жестокое обращение с ребенком. Это может быть физическое насилие, когда вред причиняется жизни или физическому здоровью ребенка. Это может быть и психическое насилие, систематическое эмоциональное давление, когда вред причиняется психическому здоровью и психическому развитию. Это, безусловно, и сексуальное насилие, когда нарушается нормальное психосексуальное развитие. Также к формам жестокого обращения с ребенком относится и пренебрежение основными потребностями (бездействие, приводящее к нарушению психофизического развития либо наносящее вред физическому здоровью) – нарушение режима дня, режима и качества питания, систематическое несоблюдение гигиенических норм.

Как выявить жестокое обращение с ребенком, на что обращать внимание? Это может быть обнаружение телесных повреждений или случайное наблюдение насилия; рассказ ребенка или его родственников о жестоком обращении; наличие эмоциональных или поведенческих нарушений у ребенка, которые могут быть следствием жестокого обращения.

Особенности травм, характерных для жестокого обращения: наличие у ребенка повреждений разной давности; расположение синяков и ссадин на тех частях тела, где они не могут быть получены при случайном падении (в области глаз, ушей, спины); неоднократность обращения за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений; ребенок отказывается объяснить происхождение травмы.

Обращаться следует по этим телефонам:

  • полиция – 102, дежурная часть УМВД России по Приморскому краю: 8 (423) 249-04-91;
  • следственный комитет – горячая линия «Ребенок в опасности» - 8-800-200-19-10;
  • детский телефон доверия – 8-800-2000-122;
  • горячая линия уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае – 8-950-295-21-10.

Фото: правительство Приморского края

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.