Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Свердловская зоозащитница о «гуманной эвтаназии»: новый закон не снизит количество бродячих животных

Собака в клетке
Закон об эвтаназии угрожает не только бродячим, но и домашним собакам

На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект о «гуманной эвтаназии» животных. Если закон будет принят, регионы могут вернуться к давно известной практике убийства животных, оказавшихся на улице. О том, чем опасен новый закон и почему он сделает только хуже, рассказала волонтер БФ «ЗООзащита», член ассоциации «Благополучие животных» Наталия Ильиных.

Как в Екатеринбурге за последние несколько лет изменилось количество уличных собак? Увеличилось ли количество нападений бездомных животных на людей?

— В Свердловской области власти не проводят мониторинг численности животных без владельцев, нет для этого в нашем регионе и утвержденной методики. Сколько у нас безнадзорных животных на улице – мы не знаем. Если опираться на методики, применяемые в РФ, оценочное число животных без владельцев в Свердловской области составляет 21,6 тыс. собак, из них в Екатеринбурге – 7,5 тыс.

Из-за того, что в регионе отсутствует точная информация о численности безнадзорных животных, государство фактически работает вслепую: у власти нет понимания о количестве животных, нуждающихся в стерилизации, они не могут планировать финансирование и в итоге стерилизуют лишь малую часть особей, в то время как оставшиеся продолжают пополнять популяцию.

С информацией о нападениях еще сложнее: Росприроднадзор не разграничивает покусы владельческих собак от покусов собак без владельцев. А эта информация очень важна, так как, по статистике, 97 % нападений совершаются именно домашними собаками, находящимися на свободном выгуле. Бездомные же собаки, как правило, сами боятся человека и не идут на контакт.

Что происходит с собаками, напавшими на человека?

— Если это домашняя собака и хозяин известен, то ответственность ложится на хозяина. Можно написать заявление в полицию и требовать наказания. Если это бездомная собака, то она отлавливается и помещается в приют. Конечно, такие собаки не должны выпускаться обратно.

В идеале с ними должен работать специалист-кинолог, чтобы выявить причину агрессии и скорректировать поведение собаки. У нас был опыт, когда такие кусачие собаки в дальнейшем, при работе с ними специалиста-кинолога, становились вполне управляемыми собаками и у ответственного хозяина переставали вести себя агрессивно.

Какими методами пользуются зоозащитники в отношении бездомных собак?

— Наше кредо, что у каждой собаки или кошки должен быть дом. Но неэффективное регулирование численности бездомных животных со стороны государства, отсутствие массовой стерилизации, регистрации домашних животных, отсутствие приютов и контроля частного разведения собак и кошек делают эту задачу невыполнимой. Поэтому применение метода «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск» – это не гуманизм, а объективная необходимость, направленная во благо человеку, обществу и животным, альтернативы которой, по сути, сейчас нет.

Животным, которые не смогут выжить в городской среде, которым нужен человек, мы всеми силами стараемся помочь: забираем на частные передержки, лечим, кастрируем, пристраиваем в добрые руки. Собак, которые родились и выросли на улице, умеют добывать себе еду и которым, как правило, не нужно общение с человеком, мы стараемся прежде всего кастрировать, чтобы у них не было потомства. У таких животных часто есть опекуны, которые подкармливают их и следят за их состоянием.

Нужно понять, что на сегодняшний день наличие безнадзорных животных на улицах – это объективная реальность в существующих социально-экономических условиях Российской Федерации, и, к сожалению, невозможно исключить наличие животных на улицах в режиме «здесь и сейчас».

Недавно в думу внесли законопроект, который может изменить практику работы с бездомными животными. Какие от него могут быть последствия?

— Самые негативные. Такие методы уже применялись в нашей стране (усыпление, отстрел), но так и не решили проблему численности бездомных животных. Нужно бороться не со следствием, а с причиной бездомности животных. Если изменения будут приняты только по отношению к самим бездомным животным и не коснутся ответственности людей, то это не решит проблему.

К тому же на количество бездомных животных это никак не повлияет, потому что на месте отловленных собак тут же появятся выброшенные людьми или прибежавшие с других территорий «новобранцы».

При этом жестокие методы вызовут еще большую социальную напряженность в обществе, так как огромное количество людей будут защищать животных, препятствовать их отлову, чтобы избежать их усыпления в приюте. Согласно аналитическому отчету ВЦИОМ 2022 года, подавляющее большинство россиян испытывает сочувствие к бездомным животным: 66 % предлагают отлавливать их и помещать в питомники до передачи другим хозяевам, 41 % выступили за отлов, стерилизацию, чипирование и возвращение на самовыгул. Поддерживают идею отстрела или уничтожения бездомных животных лишь 13 % наших сограждан, еще 4 % предложили усыплять таких животных на улицах.

Как в Екатеринбурге обстоит дело со строительством муниципальных приютов?

— Никак. В Екатеринбурге и Свердловской области отсутствуют муниципальные и государственные приюты длительного содержания животных без владельцев. Приютов, соответствующих требованиям законодательства, нет вообще! Единственный городской приют (ул. Посадская, 3) был основан еще в 2012 году и рассчитан всего на сто собак. Более трети мест в нем на данный момент занимают собаки, не подлежащие выпуску. Ресурсов приюта недостаточно, и в городе давно назрел вопрос о строительстве нового приюта для безнадзорных животных, но власти уже который год не принимают решения о его строительстве.

У нас отсутствует концепция создания приютов для животных. Если на территории Свердловской области будет создано порядка 6–7 приютов, которые будут работать так, как это предусмотрено законом, то за 5–6 лет можно сделать эту проблему бездомных животных контролируемой.

Проблемы касаются и муниципальных контрактов на ловлю бездомных собак. Заказчики подписывают контракты с недобросовестными исполнителями, у которых нет соответствующей материально-технической базы, нет штата профессиональных специалистов, службы отлова не соответствуют квалификации. Зачастую такие исполнители муниципальных контрактов, чтобы реализовать выделенные им средства, ловят первых попавшихся домашних собак на самовыгуле, а бездомные стайные собаки так и продолжают плодиться: для их ловли требуется опыт, умение, настойчивость и желание.

Поэтому, прежде чем говорить, что «ваш закон не работает», может, нужно просто начать его выполнять? В нашей стране законы не работают, если за их нарушение нет наказания.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.