Житель Самарской области Алексей Жирухин продолжает покорять самые сложнодоступные места в России. На этот раз вместе со своей командой он отправился в самую северную точку России – на мыс Челюскин, расположенный на севере полуострова Таймыр. В интервью «ФедералПресс» Алексей рассказал, как проходил их путь на китайском внедорожнике, как живут люди в самых северных районах России и что необходимо для такого экстремального путешествия.
Алексей, расскажите о своей последний экспедиции: откуда стартовали и какая была финишная точка?
— Мы поехали на автомобилях на мыс Челюскина – это место, желанное для многих путешественников, самая северная точка России и Евразии, самая суровая точка на континенте и единственный край, где никогда в истории не жили люди. Здесь есть только погранзастава и метеостанция, одиноко стоящие с советских времен на самом краю земли. Это самая опасная и труднодоступная точка в России, куда можно добраться на автомобиле.
Но Челюскин был не основной целью нашего путешествия. По пути мы заезжали во много интересных и уникальных мест. Наш путь проходил по самому северному зимнику Якутии через Юрюнг-Хая – это самый северный населенный пункт Якутии и Дальнего Востока – до метеостанции Анабар. Оттуда мы выдвинулись на самую северную материковую точку Дальнего Востока – мыс Пакса. А после посетили еще множество необычных мест, до которых доезжали единицы. Или вообще еще никто не доезжал.
Удивительный круг, который проходит через уникальные места:
- Нордвик – самый загадочный посёлок СевМорПути, заброшенный в 1949 году;
- Косистый – заброшенный военный городок и аэродром на берегу моря Лаптевых;
- Мыс Илья – антенны тропосферной связи Днепр и заброшенное село Кожевниково;
- Сындасско – самое северное в мире село.
О всех интересных местах у нас будут делаться документальные фильмы. Материалы переданы в туристическую компанию, планирующую развивать туризм в этих краях. Благодаря ей все эти места скоро смогут увидеть не только экстремальные путешественники, но и просто все желающие.
Дальше мы на три дня приехали в Хатангу. Потому что это не просто арктические село, это то место, откуда стартовали экспедиции на Северный полюс. Хатанга за свою 400-летнюю историю просто пропиталась этим. Для нас это одно из главных мест притяжения на Таймыре, и, понимая, что туристический потенциал села очень большой, мы постарались уделить ему максимум времени.
Ну а дальше мы вышли в сторону мыса Челюскин на разработку еще одного туристического маршрута – еще более сложного и экстремального. Проехали по таким местам, которые не увидите в отчетах туристов и путешественников. Ну и добрались до пары знаковых и однозначно интересных точек, куда еще не доезжали легковые автомобили.
Насколько такое путешествие было опасно именно на автомобиле?
— Попасть на мыс Челюскин на автомобиле можно двумя путями.
Первый – более простой и надежный, идет по суше, почти по центру Таймыра по треку от КамАЗов, которые периодически ходят по этому пути на геологические базы, находящиеся по дороге. К сожалению, с достопримечательностями там негусто, но зато есть, где заправиться, и негде утонуть.
Второй – самый интересный, но опасный и недоступный для внедорожников маршрут идет вдоль побережья. Опасен он тем, что лед почти на всем протяжении очень нестабилен. Его постоянно отрывает под самые обрывы так, что проехать невозможно.
Один раз путешественники пытались пройти этим путем. Поездка закончилась потерей автомобиля, который провалился под лед, и эвакуацией ребят вертолетом. Недоступен этот маршрут еще и тем, что на всем протяжении, а это почти 600 км, негде заправиться. Но как же зато притягателен этот путь! Здесь вся история Таймыра: древние зимовья, старые захоронения, заброшенные метеостанции и военные базы.
В этом году мы проделали огромную работу на этом маршруте. Посетили и описали все избы, все заброшенные советские геологические базы, старинную буровую, заброшенную метеостанцию Усть-Таймыр, несколько захоронений и заехали в одно из самых загадочных мест на Таймыре – остров Бэра, где находится один из самых больших в мире цельных кусков белого кварца. Завершили мы экспедицию в Красноярске.
Расскажите о подготовке к экспедиции: что обязательно с собой нужно брать? Есть ли у вас какой-то список, по которому вы собираетесь?
— Во-первых, нужная команда с опытом и надежные люди, которые знают, как ехать и что делать в таких местах. Вместе со мной были два опытных арктических путешественника – Александр Еликов, арктический гид и наставник, а также Олег Харченко.
Во-вторых, подготовленные машины на больших колесах, которые позволяют ехать по снежной целине. У нас было два пикапа в комплектации Arctictracks: один на 38-дюймовых колесах, второй – на 35. В этот раз решено пойти тем же путем – поехать в серьезную Арктику на том, на чем остальные даже не пытаются и откровенно боятся. В этот раз мы решили дойти до мыса Челюскин на китайском внедорожнике. Это было серьезнейшее испытание для него. Никто никогда так не испытывал китайский автопром. Ну и совсем для полного экстрима – размер шин на «китайце» был всего 35 дюймов. Никто никогда, кроме первопрохождения на пикапе Mitsubishi L200, не решался сунуться в эти края на таких маленьких колесах. Но, как говорится, испытывать так испытывать.
В-третьих, еда. Мы брали запасы сразу на несколько недель, потому что часть пути были в полной автономии без всякой цивилизации. Воду добывали из льда и снега. Спали в машинах. В-четвертых, топливо. У нас большие баки, на каждой машине по 400 литров дизеля. Также мы заправлялись в поселках и на рыбацких базах, предварительно договариваясь с местными жителями. Топливо на севере очень дорогое.
Расскажите о дороге, с какими трудностями пришлось столкнуться. В своих социальных сетях вы рассказывали, что на обратной дороге зимники уже начали рушиться?
— Дорог на Таймыр и сам мыс Челюскина никогда не было и нет. Сначала приходилось двигаться по зимникам – дорогам в холодный период времени по болотам, озерам и рекам, а потом и вообще по снежной целине. Это очень большая нагрузка для покрышек, ходовой части и самого автомобиля. Приходилось в пути самим ремонтировать и восстанавливать автомобиль, ведь там никто не поможет.
Возвращались домой мы уже весной, температура была от +5 до +10 градусов, и зимники начали уже рушиться. Мы чудом успели последними выехать с них.
Вы стали первым россиянином, который проехал все крайние точки России. Расскажите об этом, что это за места?
— Честно говоря, никогда не ставил перед собой такую цель, но благодаря тому, что мне интересно посетить всю Россию, потихонечку так и случилось.
Сначала побывал на Балтийской косе в Калининградской области – это самая западная точка России и самая доступная. Потом был в южной точке – в Куруше Дагестана. Год назад увидел воочию на Чукотке мыс Дежнева – это самая восточная точка. Ну и сейчас побывал на самой северной – на мысе Челюскин.
Вы вернулись с самых северных районов Якутии. Расскажите о жизни людей в тех районах. Что вам запомнилось больше всего?
— Жизнь на северах очень сильно отличается от жизни в средней полосе. Здесь очень сложная логистика, большинство поселков живут, как на островах, потому что туда нет круглогодичных дорог, только зимники. Из-за этого очень дорого обходится завоз продуктов, зато очень дешевая рыба и оленина, которой мы объелись. Питьевую воду там заготавливают на реке с помощью льда, который потом топят дома. Суровые условия рождают людей с огромными добрыми сердцами, они очень искренние и открытые, всегда готовы помочь путнику.
Есть ли уже в планах новый маршрут?
— По России можно путешествовать вечно. У нас есть очень много неизведанных мест, куда не доезжали путешественники, и про жизнь которых интересно рассказать в своих соцсетях.
Фото: предоставлены Алексеем Жирухиным
Эксклюзивы «ФедералПресс»