Во времена санкций покупатели особенно рискуют столкнуться с фальсификацией продукции. Производители, пытаясь сэкономить, могут либо заменить состав изделия, либо уменьшить количество товара в упаковке. Кроме того, одна из главных фобий – пальмовое масло, которое, по мнению многих, может представлять угрозу для здоровья. Государственная организация Роскачество не дает разгуляться не только недобросовестным производителям, но и мифам, которые связаны с потреблением продуктов. Руководитель Роскачества Максим Протасов рассказал «ФедералПресс», как найти качественную продукцию на полках, чего следует опасаться и какие исследования сейчас проводит организация.
В Интернете много информации о том, что пальмовое масло наносит вред здоровью. Тем не менее продукция с этим ингредиентом находится на полках магазинов. Стоит ли ее покупать или надо остерегаться?
— Для здоровья вредно некачественное пальмовое масло, как и некачественное растительное и другие масла. Мы в процессе исследования разбираем продукт на молекулы и выявили, что пальмовое масло не представляет угрозы для здоровья человека. Кроме того, безопасность его нормируется ТР ТС 024. (Прим. ред. – Технический регламент Таможенного союза.)
Какой объем шоколада производят сейчас без пальмового масла? На что обращать внимание при выборе шоколада?
— В шоколаде какао-масло может быть заменено пальмовым, пальмоядровым, а также кокосовым маслами. ГОСТ разрешает добавлять до 5 % эквивалента масла какао, то есть пальмовое входит не само по себе, а в составе заменителей какао или эквивалентов какао, и в составе шоколада его может быть не более 5 %.
Важно, чтобы продукция соответствовала рецептуре: если на упаковке написано, что там нет пальмового масла, то его и не должно быть. В ходе исследований мы отметили, что производители в горький шоколад не добавляют пальмовое, а вот в молочном – его превышение может быть выше 5 % и доходить до 50 %.
Однако в Роскачестве есть и опережающий стандарт, согласно которому, несмотря на разрешение ГОСТа, в продукт вообще не добавляют пальмовое масло. Качественные товары, соответствующие требованиям опережающего стандарта, могут претендовать на получение российского Знака качества.
Как реагируют производители, продукцию которых Роскачество признало недостаточно качественной? Направляют ли иски или стремятся улучшить изделия – работают над ошибками?
— У производителей есть два варианта действий. Первый – начать выяснять, что можно поправить в своих бизнес-процессах, где действительно существуют риски снижения качества продукции. Второй – спасать мундир, рассказывая, что это не мы плохие, это нехорошая госорганизация незаслуженно нас обвинила. По второму пути сейчас идет меньшинство.
Производители понимают, что выгодно признать, что продукция действительно не соответствует качеству, и выявить, почему так получается. У покупателя растет доверие к той компании, которая публично признает ошибки и исправляет их. Так, например, в 2021 году Илон Маск согласился с критикой его электромобиля Tesla и исправил недостатки.
Как правило, производители уже через две недели могут улучшить свою продукцию. В свою очередь, мы действуем как мягкая сила и порой сами помогаем компаниям разобраться, на каком этапе производства что-то пошло не так. Когда нарушения будут устранены, мы вновь исследуем продукцию и публикуем результаты о положительных изменениях.
Если еще три года назад доля производителей, в чьей продукции были выявлены несоответствия, отчитывающихся о проведении корректирующих мероприятий и подающих заявки на повторные испытания, составляла не многим более трети, то по итогам 2022 года их доля уже превысила 65 % и продолжает расти.
Появились ли на российском рынке продовольственные товары, количество которых уменьшили в упаковке? Если да, среди каких продуктов?
— Уменьшение веса или объема товара, или «даунсайзинг», – распространенное явление на потребительском рынке во всем мире. За счет небольшого снижения объема продукции производители сдерживают рост конечной цены, что особенно актуально в периоды экономической нестабильности. Формально даунсайзинг – это маркетинговый ход, уловка на грани обмана, но осуществляется она в рамках закона. Если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке, то нарушений нет. В последнее время случаи таких маркетинговых решений участились.
Есть и товары, которые вводят покупателя в заблуждение, когда производитель на упаковке заявляет один вес, а фактически кладет другой, как правило, меньший. Это обман покупателя и грубое нарушение техрегламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011). Мы просим снять такую продукцию.
Роскачество выявляло 118 товаров с «недовесом». Среди таких продуктов чаще всего встречались замороженные креветки, филе трески и минтая, свиной шашлык и зефир.
Какие планируется провести исследования в ближайшее время? В чем их актуальность? Если, конечно, можно делать такие анонсы. Ведь производители на время проверки могут выпустить более качественные партии.
— Когда мы анонсируем, что будем проверять тот или иной продукт, то исследование уже активно проходит и производители ничего не успевают сделать. Сейчас мы заняты изучением Coca-cola. 28 % покупателей жалуются на наличие в напитке химического привкуса, 25 % – на слишком сладкий вкус. Основной фокус нашего исследования – это оценка вкусовых характеристик.
Чаще всего просят проверить молочную продукцию. Мы сейчас исследуем состав сыра, который используют в пиццах, в роллах «Филадельфия» и других блюдах. Также в фокусе исследований этого года – мороженое-эскимо и сливки. Это достаточно большой объем исследования.
На днях мы выпустили исследование приложений бронирования авиабилетов. В том числе развеяли популярные мифы, например, что покупать билеты после обеда дешевле или что с включенным VPN вы заплатите меньше.
Какие, на ваш взгляд, сейчас существуют угрозы для производства качественных продуктов?
— Падение качества продуктов может быть связано с логистикой, которая затруднена из-за санкций. Кроме того, порой недобросовестные игроки рынка стремятся снизить затраты на производство и использовать не самое свежее сырье, добавлять не заявленные в маркировке ингредиенты, в отдельных случаях может производиться подмена состава.
Также угрозу может представлять и действующий мораторий на внеплановые проверки надзорных органов. Недобросовестные производители могут писать на этикетке недостоверную информацию о составе продукта и заниматься фальсификацией продукции.
Каких договоренностей удалось достигнуть на Х Невском международном экологическом конгрессе?
— 25 мая в рамках Х Невского экологического конгресса Роскачество и Российский экологический оператор (РЭО) выдали первый сертификат соответствия системы добровольной сертификации. Его получил завод «ЭкоТехПром». Документ подтверждает, что процесс утилизации соответствует техническим требованиям и стандартам. Цель создания такого инструмента – развитие системы утилизации отходов в России и уменьшение захоронения отходов в два раза.
Заявку на сертификацию можно подать на сайте РЭО. Дальше последует двухэтапная проверка – документов и состояния производства.
Также в рамках конгресса в Санкт-Петербурге на Манежной площади мы открыли первую Всероссийскую ярмарку органических продуктов. Посетители могут узнать секреты производства, принять участие в кулинарных мастер-классах и попробовать экопродукты из разных городов России.
На конгрессе также обсуждался вопрос взаимопризнания сертификатов соответствия органического производства. Сейчас производителям, которые хотят поставлять продукцию за рубеж, приходится заново проходить сертификацию.
Фото: Photoagency Interpress/ Global Look Press/ globallookpress.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова
Эксклюзивы «ФедералПресс»