Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Группа «Поющие гитары»: почему они по-прежнему собирают залы спустя более полувека в музыке

Ural Music Night
Гитарист и вокалист Валерий Кочегуро (справа) из второго поколения ВИА

ВИА «Поющие гитары» можно назвать динозаврами отечественного шоу-бизнеса. В октябре 2023 года ансамблю исполнится 57 лет. Но коллектив по-прежнему ездит на гастроли и собирает аншлаги. Надо было видеть, как зрители танцевали и подпевали хитам ансамбля на грандиозном фестивале Ural Music Night, который состоялся 23 июня в Екатеринбурге. О секретах долгой жизни в искусстве рассказал «ФедералПресс» гитарист и вокалист группы Валерий Кочегуро.

ВИА «Поющие гитары» стал хедлайнером главных сцен Ural Music Night в 2023 году вместе с IOWA, Юлией Чичериной, Тосей Чайкиной, Максимом Свободой и многими другими современными исполнителями. Как группе из 20 века удается быть популярной в 21 веке?

— Сейчас в печати двойной альбом группы: там как раз «Поющие гитары. 20 век» и «Поющие гитары. 21 век». Это был первый ВИА в истории СССР. «Гитары» были созданы в 1966 году и дали начало всем остальным вокально-инструментальным ансамблям в стране. В октябре ВИА исполнится 57 лет. Вокалисту и бас-гитаристу первого состава Евгению Броневицкому уже 78 лет.

Я – второе поколение «Поющих гитар» и уже 20 лет работаю в легендарном коллективе. Ансамбль по-прежнему живет и обновляется. Например, новому клавишнику – 28.

Популярность определяет только зритель – до сих пор люди приходят на наши концерты, чтобы услышать такие хиты, как «Люди встречаются», «Синий иней», «Для меня на тебя прекрасней», «Если любишь ты» и многие другие. На наших концертах много тридцатилетних, которые приходят с детьми. Это не от нас зависит, есть народная любовь, которая жива долгие годы.

Вы впервые в Екатеринбурге?

— Семь лет назад приезжали сюда с сольным концертом, когда ездили по стране с гастрольным туром, посвященным 50-летию «Поющих гитар». Благодарны организаторам Ural Music Night за внимание к нашему творчеству и возможности снова увидеть столицу Урала. В таком масштабном фестивале участвуем впервые.

В хорошем смысле шокирован происходящим здесь: 100 площадок, 250 коллективов и 3000 музыкантов – такого никогда еще не видел. Я живу в Петербурге, и у нас такого не бывает даже в День города.

В Екатеринбург «Поющие гитары» приехали в составе четырех человек. Мы по-прежнему живем и работаем в Петербурге, где когда-то был создан ансамбль.

На фестивале Ural Music Night мы представили хиты и пару композиций, которые уже проверены на зрителях. У меня есть такая шутка: «Сейчас мы вам исполним новую песню. Если песне 10 лет – она новая».

Когда была музыка лучше, тогда или сейчас?

— Конечно, с высоты своего возраста легче сказать, в советское время музыка была лучше. Но это такой старческий подход. И сейчас есть хорошая музыка и отличные коллективы. Просто время покажет, кто останется на плаву, и только зрители оценят по достоинству.

За мою жизнь было множество популярных групп, чьи песни звучали из каждого утюга. Прошло время, и многих не стало – естественный ход времени не остановить. Некоторые пробовали ставить молодежь. Например, у Павла Слободкина был эксперимент по обновлению коллектива «Веселые ребята». Четыре мальчика пели хиты ансамбля в современных обработках. Но не прижилось. Сейчас реально действующих и гастролирующих коллективов из сотен бывших советских ВИА примерно пять. И мы среди них.

Во времена СССР музыкальным группам разрешалось работать только при филармониях – государственных учреждениях. И для того, чтобы попасть в ансамбль, участнику нужно было пройти прослушивание. Плохих музыкантов и певцов не брали.

В свое время мы ориентировались на уровень таких групп, как «Самоцветы», была шикарная группа «Ариэль», белорусские «Верасы», «Сябры». А группой номер один для меня тогда были «Песняры». Наши «Поющие гитары» были вторыми.

В Советском Союзе был ценз. Только сейчас, уже в следующем веке, понимаем, что это было правильно. Цензура отбирала в целом музыку качественную. Когда ценза не стало, мы все накушались в 90-х низкопробных шлягеров, а в нулевых – песен с ненормативной лексикой. Слушатели с течением времени делают свой выбор в пользу качественных мелодичных песен, которые несут в себе вечные ценности: любовь и добро.

Какие интересные, на ваш взгляд, современные группы можете назвать?

— Обычно я слушаю ретро. Наверное, пока нет современного музыкального коллектива, которым бы восхищался. Конечно, у всех музыкантов 21 века есть свои поклонники, но мне новая музыка не близка.

В пору моего музыкального становления я ориентировался на отечественных исполнителей. Слушал молодого Леонтьева, Кузьмина, Барыкина. Я считаю, что в песне очень важен текст, который ты, как исполнитель, должен понимать. Поэтому песня 1969 года «Для меня нет тебя прекрасней» – это не только замечательная музыка Юрия Антонова, но и отличный текст Ирины Безладновой. (В музыкальном проекте «Коммунизм» эту песню исполнял Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона». – Прим. ред.)

Песня гениальная – ее знает вся страна. Невозможно сосчитать, сколько раз звучала она на наших концертах за все годы. Наверное, не меньше, чем мировой хит Yesterday в исполнении Пола Маккартни.

В советские времена нравы были намного строже. Песня «Для меня нет тебя прекрасней» помогала легче общаться с поклонницами?

— Открою секрет, но как рассказывал ее первый исполнитель Евгений Броневицкий, вначале песню вообще не принимали. Ее на концерте поют, а в зале три хлопка. И только когда фирма звукозаписи «Мелодия» записала ее и в 1970 году вышла пластинка, песня «Для меня нет тебя прекрасней» стала звучать из каждой форточки. Кстати, если давать совет новому поколению ребят, то нужно учиться музыке. Она всегда пригодится – девушки любят слушать песни под гитару.

Любимые песни в репертуаре «Поющих гитар» и почему.

— Инструментальная композиция «Аппачи» – это было первое, что я когда-то услышал. У меня был шок – в то время это было что-то абсолютно новое. Среди любимых композиций группы сложно выделить какую-то одну. За время работы я буквально сроднился с ними.

Мне посчастливилось общаться с основателем ансамбля Анатолием Николаевичем Васильевым, и он мне передал диск с записями ВИА «Поющие гитары», где 300 песен. Поэтому выделить что-то отдельное просто невозможно.

Были ли запоминающиеся случаи, связанные с «Поющими гитарами»?

— Меня всегда смешит такой случай. Первый профессиональный концерт ансамбля состоялся в Ленинграде 5 октября 1966 года на сцене актового зала Военно-механического института. И практически на каждый наш концерт приходят люди, которые говорят о том, что были там. Их такое количество, что зал Военмеха просто не смог бы их вместить. Помещение рассчитано человек на 400, но несколько тысяч поклонников говорят, что были зрителями того легендарного выступления.

Если бы жизнь можно было прожить заново, связали бы ее снова с музыкой?

— Музыкой занимался с 14 лет, окончил музучилище и академию культуры. Больше сорока лет в этой сфере деятельности, но это непростой путь. Например, я в 15 лет руководил ансамблем в пожарной охране.

Вспоминаю историю, как я попал в «Поющие гитары». Юрию Антонову понадобился новый гитарист. И меня ему порекомендовали. Тогда он выступал в Пскове, я приехал из Петербурга. Мы встретились в Псковской филармонии, пообщались, я передал ему записи с моей музыкой. Потом приехал в его студию в Москву. Прямо на репетиции мне позвонил один из музыкантов «Поющих гитар» и пригласил гитаристом в ансамбль. Я поехал. Такая судьба. Если бы мне предложили прожить жизнь заново, то не стал ничего менять. Считаю, что в моей жизни все получилось!

Фото: ФедералПресс / Алена Людвиг

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.