Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Беспилотники и ИИ-врачи: в Минэкономразвития рассказали о цифровом будущем РФ

Врач за компьютером
В Минэкономразвития видят большой потенциал телемедицины

Россия занимает одно из ведущих мест в мире по развитию цифровых сервисов. На полях форума «Сильные идеи для нового времени» директор департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ Владимир Волошин рассказал «ФедералПресс» о роли искусственного интеллекта в госуправлении РФ, будущем телемедицины и полетов беспилотников.

Сегодня главная «цифровая тема» в повестке – искусственный интеллект. Возможно ли, по вашему мнению, сегодня делегировать часть управленческих решений системам ИИ?

— Я очень хотел бы, чтобы мы могли прямо завтра попробовать это сделать. Но если говорить серьезно, то мы никуда не торопимся и стараемся в таких важных, ответственных аспектах, как принятие решения по госуправлению, регуляторике, сразу брать и заменять все, сразу использовать искусственный интеллект.

Это поступательное движение. Мы пробуем в тех или иных направлениях проводить эксперименты с ИИ, используем механизмы правового режима. Там, где ИИ показывает свою эффективность, мы вырабатываем подходы к изменению общего регулирования. И только потом, если уверены в безопасности и эффективность работы таких систем, переходим к их внедрению.

Сейчас о сроках делегирования управленческих решений ИИ говорить рано.

На каком уровне сейчас внедрение систем искусственного интеллекта в основные цифровые сервисы страны, как клиентоориентированные, так и касающиеся государственного управления?

— Вопрос очень широкий. Скажем так, развитием направления искусственного интеллекта занимается даже в нашем министерстве несколько департаментов. Есть департамент, который непосредственно ведет профильный федеральный проект. У нас есть прямое пересечение с технологиями искусственного интеллекта, которое связано с использованием беспилотников. Это, конечно, получение данных, контрольный просмотр, использование решений и технологий, направленных на обработку большого объема информации.

Это востребовано, и мы уже сейчас видим большой потенциал ИИ в сельском хозяйстве. Здесь есть целый ряд проектов, которые уже получили установленный экспериментально-правовой режим, например, в Башкирии.

be6dc55cac21b08f8ec52b0a7a1a0fef.jpg

В ближайшее время начнутся полеты, и мы сможем собирать информацию о практической реализации этого проекта.

Мы также видим большой потенциал ИИ в медицине. Есть проект по экспериментально-правовому режиму, так называемые «персональные медицинские помощники». Этот режим был установлен в конце прошлого года, в настоящий момент он работает в шести субъектах РФ, будет включаться и другие регионы.

Сейчас активно выдают устройства пациентам. Работают два направления – кардиология и эндокринология. Отрабатываем механизмы безопасного сбора и обработки информации с учетом всех необходимых требований законодательства, в том числе и работы с персональными данными.

Конечно, может быть, хотелось бы быстрее. Но мы сначала вырабатываем правильный правовой механизм, получаем все необходимые согласования, и когда понимаем, что рисков нет либо они минимальны, начинаем апробацию. Это первый проект по использованию в механизме экспорта правовых режимов именно технологий с искусственным интеллектом. Также мы ожидаем в ближайшее время появления целого ряда проектов в медицине.

Нам, журналистам, уже пригрозили, что ИИ вскоре может нас заменить. Есть ли сейчас тенденция, что вскоре искусственный интеллект заменит и часть госслужащих, работающих в министерствах и ведомствах?

— Знаете, мы эту тенденцию видим иначе. Искусственный интеллект, как и большое количество других технологий, – это прежде всего инструмент к повышению эффективности. То есть сотрудник, который пользуется искусственным интеллектом и другими системами автоматизации, может сделать гораздо больше, решать гораздо более сложные задачи. Соответственно, и его востребованность, и его возможности, и положение на рынке труда – совершенно иные.

f185c7858e2840c04ccc64213707fbf1.jpg

Если есть опасения, что технологии являются той или иной угрозой, наверное, скорее я бы предложил изучить их, посмотреть, как они могут повлиять на отрасль и развить ваши навыки.

Вы упомянули об экспериментально-правовом режиме в сфере телемедицины. Расскажите подробнее: для чего нужен этот режим и есть ли какие-то результаты его внедрения?

— Если говорить про экспериментально-правовой режим в телемедицине – он, конечно же, нужен. Телемедицина – достаточно обширное поле для целого ряда отдельных инноваций, инструментов работы. Мы видим громадный потенциал в части обеспечения возможности предоставления услуг для той части нашего населения, которая находятся в труднодоступных районах страны, для тех пациентов, кому тяжело добраться до населенных пунктов, где находятся медицинские организации, до специалистов узкого профиля. Поэтому телемедицина – это актуальный инструмент, но пользоваться им нужно правильно.

Поэтому в настоящий момент подготовлен экспериментально-правовой режим. Пока он еще не установлен, в ближайшее время мы ждем этого. Но даже на данном этапе мы видим, насколько он востребован: уже сейчас компаний-участников 28, и территория, на которой он будет реализовываться, сразу заявлена – вся территория Российской Федерации.

С точки зрения возможности и потенциала проекта, масштабов проекта, думаю, мы в ближайшее время, то есть не дожидаясь трехлетнего срока реализации, получим информацию о том, как происходит оказание телемедицинских услуг, что нужно поправить. Если все будет хорошо, мы будем выходить совместно с Минздравом на предложение по корректировке общего регулирования.

Эта услуга давно назрела, и те или иные элементы технологии телемедицины уже отчасти используются. Но все же нам нужен совершенно другой подход, более качественный и более продуманный, чтобы это было в идеале вообще без каких-либо рисков.

Как вы оцениваете систему электронного документооборота в Российской Федерации, какие аспекты этой системы еще предстоит исправить?

— Сейчас Минэкономразвития совместно с целым рядом ведомств подготовило изменения в законопроект об электронных архивах. Проработан целый ряд изменений. Сказать, что сейчас все, что нужно для развития электронного документооборота, уже принято, конечно, пока нельзя. Даже в том законопроекте, который достаточно долго прорабатывался, большое количество поправок.

Мы прошли не одно обсуждение и, скажем, основной аспект – это доверие к электронному документу. Как ни странно, мы все много лет уже пользуемся электронными документами, используем электронные подписи. Но сейчас, как только срок действия подписи завершается, можно сказать, что документ уже потерял свою актуальность. Еще один важный аспект – хранение документа в условиях, когда количество угроз, необходимость обеспечения безопасности работы информационных систем – это, скажем так, совершенно другая реальность, чем полтора или два года назад. Поэтому нам необходимо все это учитывать, если мы хотим быть уверенными, что наши электронные документы безопасны и надежны, если хотим быть уверены в том, что их нельзя изменить.

Мы намерены довести степень надежности электронных документов до такого уровня, чтобы можно было смело отказываться от документов бумажных. Сейчас по целому ряду вопросов законодательство все еще требует использования или хотя бы хранения бумажных документов.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Герман Парло, Татьяна Буторина

Сюжет по этой теме
25 августа 2023, 10:19

Разговор с кабмином

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.