Якутск за последние годы сделал мощный рывок в области благоустройства общественных пространств и создания узнаваемого облика, несмотря на суровый климат и короткий сезон для проведения работ. В ходе форума «Сообщество» председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов рассказал «ФедералПресс» о своих впечатлениях от города и существующих проблемах.
По каким критериям оценивается состояние городской среды?
— Критериев может быть много. В первую очередь, это возможность получить те или иные формы досуга и впечатления, находясь в городе. Например, места для прогулок мам с колясками, для отдыха старшего поколения, для занятий спортом, элементы городской инфраструктуры или городской среды, позволяющие детям разного возраста и молодежи проводить время.
Это и экономическая эффективность городской среды, и внешний облик населенного пункта, и способность передать культурный код, и идентичность места с учетом традиционных и национальных ценностей как страны, так и отдельного региона или населенного пункта. Также это элементы этнической культуры тех или иных народов, проживающих на территории.
По всем этим критериям в Якутске и Мирном, где я побывал в эти дни, заметно очень динамичное движение вперед. Ту среду, которую я видел лет 6–7 назад в республике, нельзя даже сравнивать с тем, что есть сейчас. Регион серьезно продвинулся в развитии своей комфортной городской среды.
Как вы оцениваете текущее состояние Якутска, если сравнивать его с другими городами?
— Считаю, что здесь сформирован очень приличный уровень городской среды. Появились, например, общественные пространства, которые могут быть высоко оценены на фоне других городов Дальнего Востока и в целом по российским меркам. Я побывал на набережной Талого озера в Якутске: там есть и муралы в этническом стиле, благоустроена сама набережная, имеются смотровая и детская площадки, и городской амфитеатр, то есть возможность спуститься к воде. И таких новых объектов появилось много.
С визуализацией городского пространства ведется системная работа, я говорю прежде всего о фасадах зданий, которые получают узнаваемый стиль, характерный для этого города. Мы видим большое количество городских картин, которые отличают город, находящийся на Севере, на вечной мерзлоте. Это несомненный плюс в развитии.
Чего, по вашему мнению, не хватает? На что стоит обратить внимание в первую очередь?
— Конечно, есть проблемы. Пока не хватает явного общегородского дизайн-кода, все-таки город выглядит довольно разношерстным и разномастным. Это тяжелая история, так как это невозможно реализовать, используя ресурсы, к примеру, нацпроекта «Жилье и городская среда». В его рамках мы работаем со дворами, парками, скверами, набережными, но мы не можем работать фасады зданий. К сожалению, это приводит к тому, что цельности в городе не возникает, и это касается не только Якутска. Тем не менее двигаться в этом направлении стоит.
Второй момент – это проблемы, связанные с несостыковкой благоустроенных территорий и клочков земли, прилегающих к ним. Мы видим, например, прекрасный сквер, а рядом – разбитая дорога, покосившиеся тротуары. Этого пока в Якутске достаточно, несмотря на позитивную динамику. Но для того чтобы город выглядел, как с иголочки, необходимо серьезно потрудиться.
Нужен ли отдельный мастер-план каждому населенному пункту, будь то село или небольшой поселок?
— В этом смысле соединить все сразу и предусмотреть мастер-план для большой территории очень сложно. Применительно к большому городу он может очень детально прорабатываться, учитывать все аспекты и хитросплетения различных интересов. При этом не нужно думать, что мастер-план – это что-то жестко регламентированное законодательством и требующее каких-то сверхусилий. Это как раз вполне гибкий инструмент.
В условиях огромных расстояний многие жители Якутии могут всю жизнь не выезжать из своих наслегов или даже села, поэтому элементы планирования и удобство здесь важны. Понять, где что находится, и заранее определить, где магазин, где ФАП, где аптека. Очевидно, что аптека рядом с ФАПом – это полезнее и удобнее, чем где-то на другом конце села. Здесь мастер-план может быть в максимально простой форме, которая позволяет окинуть общим взглядом не только то, что есть, но и как должно быть в том или ином населенном пункте.
Поэтому, если республика выдвигает инициативу по отдельному мастер-планированию на разных уровнях, то это поддерживается. При этом необязательно привлекать каике-то крупные проектные бюро, можно это сделать силами даже местной администрации и жителей: попросить нарисовать на карте, что и где им удобно. Потом специалист это может технически разметить и подготовить. Знаем множество примеров, когда лучше предать инициативу населению, дать им право самим определить, например, по каким маршрутам лучше организовать движение общественного транспорта. Порой это дает феерические результаты и может действительно оказаться намного эффективнее.
Есть ли особенности при благоустройстве населенных пунктов на Крайнем Севере?
— Безусловно, это недолговечность элементов благоустройства, и на это имеются объективные причины. Тут скорее системные пробелы, которые особенно ярко проявляются в регионах с таким суровым климатом. Существует неадаптированность федерального законодательства и федеральных требований для таких особенных регионов. Выделяются федеральное гранты, и Якутия – в числе первых на получение средств на реализацию проектов городской среды малых городов и исторических поселений. Буквально 24 июля подведены итоги конкурса, и республика стала лидером на Дальнем Востоке.
Но конкурс подразумевает реализацию проектов в течение одного года, а здесь очень короткий сезон, когда эти работы можно провести. То есть, качественно провести их в один сезон не получается. Подрядчики не закладывают достаточно средств, чтобы реализовать проекты в условиях Крайнего Севера. Они думают, что могут это сделать за те же деньги, что и в Москве или Челябинске. Но это стоит здесь реально гораздо дороже, себестоимость этой работы гораздо выше. А если взять другие населенные пункты республики, то туда нужно везти стройматериалы на огромные расстояния, и стоимость этой логистики в эти проекты не всегда закладывается.
Проблема достаточно робко звучит на федеральном уровне, но я знаю, что руководство республики с этим работает. Силами общественной палаты мы безусловно за это возьмемся. Мы увидели эту проблему воочию, и постараемся помочь дальневосточным регионам ее решить.
Ранее «ФедералПресс» писал, что Якутия задает пример другим регионам РФ по развитию городской среды.
Фото: ФедералПресс / Яна Лазарева
Эксклюзивы «ФедералПресс»