Многие из тех, кому за 40 и больше, с ностальгией вспоминают свое счастливое детство. Помните прогулки до полуночи с ключом на шее, вылазки на стройки и счастливые покатушки на великах по всему району? В нынешних реалиях про это даже читать страшно, а ведь тогда никто ничего не боялся. Если не считать страха ребятни перед папиным ремнем и маминой хорошей руганью. Вместе с психологом, автором книг и инновационных методик Мариной Бондаренко корреспондент «ФедералПресс» увидел обратную сторону «счастливого советского детства». Разбираем реальные случаи из психологической практики и узнаем вместе с экспертом, как советское воспитание отразилось на психике нынешних взрослых.
Советское воспитание не сильно отличалось от нынешнего
Чем отличается советское воспитание от нынешнего, 2023 года XXI века?
— Двадцатые годы XXI века проходят под флагом переосмысления подхода к воспитанию детей. Сейчас принято обсуждать «ошибки воспитания советского времени» и списывать на них свои неудачи и медленное развитие.
Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Все пункты, которые мы разберем ниже, в той или иной степени были присущи всем цивилизованным обществам прошлого столетия.
Сама позиция «разбора полетов» и «обвинений» предыдущих поколений заведомо провальна. Это свое заявление я объясню в конце нашей беседы.
Начнем с постулата: взрослые, здоровые психически родители всегда стараются дать своим детям максимум возможного. Но человек не может дать другому то, чего у него нет или чего он не умеет. Вот и советские родители, как и родители других национальностей, изо всех сил давали своим детям все самое, по их мнению, лучшее. И то, что мы сейчас считаем ошибками, предыдущие поколения искренне считали полезным для воспитания.
Как вы относитесь к фразе «все травмы идут из детства»?
— Все родители сами когда-то были детьми, и их тоже воспитывали.
А что нужно малышу для нормального развития? Безопасность, забота, внимание и любовь значимых для него взрослых. Я тот специалист, который ежедневно на консультациях и в жизни волей-неволей видит корни ситуаций взрослых людей. А корни эти, как все мы уже знаем, из детства.
Как-то в спортклубе я разговорилась с управляющей, женщиной примерно моего возраста. Она сказала интересную фразу: «У меня была роскошь общения с мамой. Нас три сестры, мама педагог. Но у нее всегда находилось время с каждой из нас поговорить!»
Думаю, в чем состояла роскошь, понятно сейчас каждому читателю, чье детство прошло до начала XXI века.
До нашего времени никто не думал, что у детей бывают психологические травмы. Подход к воспитанию имел прагматичный характер подготовки к нормальной жизни, и многие качества воспитывались далеко не экологичными, на наш взгляд, методами.
Как вы объясните подобный подход к воспитанию? Вспомним жизнь советского человека.
— До 60-х годов в нашей стране было не до экологичности. Государство восстанавливалось после полувека потрясений и потерь. Нехватка мужчин, высокий процент детей-сирот. Учили выживать. Не было времени разговаривать и справляться с детскими эмоциями, да и мало кто это умел. Такие люди, как Макаренко или Выготский, были, но на всех их явно не хватало.
«Нечем нам было любить. Выжить бы», – врезалась мне в память фраза одной моей пожилой клиентки. В любви, понимании и принятии нуждались все – и дети, и взрослые, но силы были только на выживание.
После такой вводной, я надеюсь, вы уже иначе будете воспринимать «ошибки», которые я ниже перечислю.
Какие методы воспитания опасны и к чему они приводят
Воспитание в СССР: перечислим ситуации и последствия для человека уже во взрослом возрасте
1. Воспитание через насилие
Применялось как физическое, так и психологическое насилие в школе и в семье. Поставить в угол, выпороть, отчитать при всем классе, оскорбить. Нужно было воспитывать работников и честных людей, а времени на задушевные разговоры не было.
Физическое наказание и общественное порицание давало быстрый результат, ребенок от страха быстро начинал вести себя так, как от него требовалось.
Следующее поколение уже как аксиому приняло этот метод. И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания.
Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас. Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет».
Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами.
Собственно, все дальнейшие «ошибки» для нас сейчас представляют из себя разные формы психологического и/или физического насилия.
2. Вещи важнее человека
Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец. В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь. Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить.
Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать.
Что делать? Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка?
3. Общественное важнее индивидуального
Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм. Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны (в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер). Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления.
Компенсация этой ошибки – суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность. При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются.
4. Обратная сторона «счастливого советского детства»
Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами – послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших.
Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было. И уже успело вырасти поколение детей (реальный случай из практики коллеги), когда муж бросил семью после рождения первенца, сам не понимал, почему. И только на психотерапии выяснилось, что его так задолбали с детства вниманием и воспитанием, что со своим сыном он осуществил мечту детства – оставил ребенка в покое в буквальном смысле!
Что делать? Сначала разобраться со своими приоритетами: что для вас важно в первую, во вторую, в третью очередь? Дети приоритетам учатся у вас. И если для вас мнение учительницы о вашем ребенке ценнее, чем чувства и переживания вашего чада, то ребенок тоже научится тому, что «общественное важнее индивидуального». Но и если вы не разбираетесь, а с ходу во всем вините школу или дворовых мальчишек и искренне считаете, что ваш ангел ни в чем не виноват априори, то получите перекос в другую сторону.
5. Хвалить – только портить
Пресловутое правило «красной ручки». Многих с детства носом тыкали в недостатки и ошибки, ругая или «играя в молчанку», мол догадайся сам(а), что ты натворил(а). А если что-то делает ребенок хорошо – так и надо.
В итоги дети не понимали четких критериев, когда они уже хорошие-то? И изо всех сил либо старались заслужить любовь требовательных взрослых, либо бунтовали против такого отношения. Но страх ошибиться развивался у всех. И долгое время это было оправданно, так как цена ошибки инженера, строителя, просто гражданина могла быть фатальной. Во многих профессиях она и сейчас может быть фатальной, но не нужен такой уровень страха. Сейчас есть много других инструментов для воспитания ответственности в детях. И это отдельная большая тема для комментария детского психолога.
Что делать? И снова я буду говорить о золотой середине в этом вопросе. Похвала, как и объяснение того, что, где и как сделано неправильно и какие за это будут последствия, нужны – каждые в свое время и при соответствующих обстоятельствах. Главное – не дать этой установки сдерживать похвалу, когда она действительно нужна.
6. «А что люди скажут!?»
Данная стратегия не исчезла и сейчас. Как в советское время человек рвался соответствовать образу «советского успешного гражданина» (стенка, хрусталь, ковер), так и теперь в соцсетях наблюдается кто во что горазд. И в нынешнее время нужно иметь смелость, чтобы быть собой, реализовывая предназначение. Сейчас захейтить человека так же легко, как в советское время на партсобрании, только теперь даже лиц хейтеров не видно.
Общественное мнение важно принимать в расчет, но не нужно возводить его в культ.
Наверняка наши читатели вспомнят еще много других пунктов навредившего им воспитания. И уже самостоятельно смогут разобраться в истоках, а если что-то не получается для себя объяснить, всегда можно обратиться к специалистам, благо сейчас информации по воспитанию много и она вся доступна. Не то что в прошлом веке, правда?
Зачем искать ошибки родителей
Зачем исправлять ошибки своих родителей, будучи взрослыми?
— Я вижу смысл искать ошибки в воспитании не ради осуждения, чувства превосходства над предыдущими поколениями или самооправдания, а чтобы взять все хорошее и рабочее у предыдущих поколений, переосмыслить и применять. А что было «неправильно», то есть сейчас не отвечает текущим задачам времени, – переформатировать самостоятельно или в сопровождении специалистов.
Но как же справиться со «шрамами» от воспитания, которые болят в нас? И тут обиды и разборы полетов только усиливают боль и толкают вас к «дедовщине» с собственными детьми. Непрощенные раны имеют свойство передаваться. Но эта боль может остановиться на вас. В ваших силах осознанно превратить боль и обиды в любовь и прощение.
Обернитесь на своих предков, взгляните на них: «Благодарю за жизнь. Мне очень жаль, что в вашей судьбе так случилось. Я знаю, что вы любили меня, как могли. Я принимаю вашу любовь. И в свою очередь я умножу эту любовь, насколько смогу, и передам ее дальше».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2