Top.Mail.Ru
Политика
Приморский край
0

Губернатор Приморья Олег Кожемяко подвел итоги VIII ВЭФ

Олег Кожемяко
Глава региона рассказал об итогах ВЭФ

Восточный экономический форум на протяжении восьми лет является один из главных событий Приморского края. В этом году на полях форума было подписано 41 соглашение. О главных итогах ВЭФ, изменении крупнейших городов региона или ликвидации ЧС, рассказал в интервью «ФедералПресс» губернатор Олег Кожемяко.

Олег Николаевич, ВЭФ стал одним из самых ярких событий России. Как вы оцениваете его итоги, удалось сохранить традиционно высокую планку проведения мероприятия, учитывая прошедшие накануне тайфуны?

— Несмотря на небывалую природную стихию, Восточный экономический форум состоялся во Владивостоке в запланированные даты – с 10 по 13 сентября. В этом году он прошел уже в восьмой раз. В целом, считаю, все намеченные в рамках этого крупного мероприятия цели были полностью достигнуты. В ВЭФ-2023 приняли участие более семи тысяч человек из 62 стран мира, в том числе представители делегаций из России, Китая, Белоруссии, Лаоса, Мьянмы, Сингапура, Индии, Казахстана, Филиппин, Монголии, Вьетнама и КНДР. Безусловно, такое крупное международное событие оказывает благоприятное влияние на экономику края, привлекает отечественных и иностранных инвесторов.

В рамках нынешнего форума прошло свыше 100 сессий основной деловой программы. Их участниками стали более 700 спикеров и модераторов. В этом году основные треки были связаны с логистикой, разработкой технологий и развитием технологической кооперации, успехами и вызовами в развитии Дальнего Востока, подходами к образовательной деятельности. «Улица Дальнего Востока» – важная составляющая программы Восточного экономического форума. Все 11 субъектов, входящих в федеральный округ, традиционно представили здесь свои лучшие проекты, яркие культурные программы, уникальные изделия народно-художественных промыслов и самобытную кухню. Основная идея нашего павильона в этом году заключалась в том, что Приморский край – это важнейший транспортно-логистический узел.

Было подписано 41 соглашение, а за восемь лет – более 270 соглашений на сумму около триллиона рублей. Были подведены итоги десяти лет работы по развитию Дальнего Востока. За это время внедрены способствующие этому различные механизмы – территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток и другие преференциальные режимы, создание единого авиаперевозчика, «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека».

В то же время перед Приморским краем стоят важные задачи, в первую очередь это развитие Владивостокской агломерации, реализация программы ускоренного развития края и привлечение инвестиций.

Большое внимание на ВЭФ было уделено «повороту на Восток», было много обсуждений, посвященных модернизации железных дорог. Каких изменений ждать в ближайшем будущем?

— Значимость железной дороги для Приморья трудно переоценить, именно она связывает центр России с нашим стратегически важным регионом. Владивосток и Приморский край, в силу географического расположения с выходом к морю, всегда являлись форпостами и главными торговыми воротами России на Тихоокеанском побережье. Взаимоотношения Приморья и РЖД имеют глубокие государственные, социально-экономические и исторические корни. И сейчас практически все действующие и перспективные проекты в крае связаны с железнодорожным транспортом.

На полях восьмого Восточного экономического форума между Приморским краем и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на период до 2025 года. Это соглашение пришло на смену действовавшему ранее аналогичному документу и является рамочным, при этом отражающим масштабность и комплексный уровень взаимодействия сторон, необходимый для достижения общих стратегических целей. Так, соглашение включает основные и наиболее актуальные направления деятельности РЖД в регионе – перевозки грузов и пассажиров, обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта, проектирование и инновационную деятельность, информацию и связь, социальную сферу, внешнеэкономическую и экологическую деятельность. В то же время рабочие аспекты взаимодействия с РЖД по конкретным вопросам определяются федеральным, краевым законодательствами, а также специальными соглашениями, более предметными и детализированными. Что касается планов и мероприятий по развитию железной дороги, то основой здесь являются утверждаемые на федеральном уровне стратегии и планы развития транспортной отрасли, промышленности, национальные проекты, соответствующие решения Президента и Правительства Российской Федерации.

Реализуемые сегодня очень масштабные и затратные, даже в рамках страны, мероприятия по реконструкции Восточного полигона железных дорог прошли соответствующие предварительную подготовку и экспертизу. Они скоординированы по ресурсам, срокам, обеспечиваются федеральным финансированием. Модернизация Восточного полигона продолжается непрерывно с 2013 года, за это время мощность магистралей Транссиба и БАМа была увеличена в два раза. В 2024 году завершается второй этап модернизации, в ходе которого пропускная способность основного участка Транссиба в Приморском крае от села Волочаевка в Еврейской автономной области до станции Смоляниново Шкотовского округа увеличится в грузовом направлении до 130 миллионов тонн. Значительно возрастет и мощность подходов к новым морским портам и действующим железнодорожным пунктам пропуска на участках Смоляниново – Дунай и Барановский – Хасан, в том числе за счет развития путевой инфраструктуры и строительства вторых путей.

Вместе с тем вопросы дальнейшего развития железной дороги и синхронизации с планами участников транспортной и внешнеэкономической деятельности, в частности, экспортерами и морскими портами, продолжают оставаться наиболее актуальными. Разработка очередного, третьего, этапа модернизации железных дорог проводится с 2021 года. В связи с «поворотом на Восток» возникла потребность пересмотреть отдельные условия и показатели. Перечень основных мероприятий разрабатывается компанией РЖД и также будет утвержден правительством страны.

Приморский край активно участвует в программе по модернизации Восточного полигона. Мы обращаем внимание руководства страны и РЖД на региональные потребности, планы и возможности развития перегрузочных мощностей в морских портах, инвестиционных проектов в промышленности, вносим соответствующие предложения. Ориентир для Приморья на ближайшую перспективу – поднять мощности по транзиту и перевалке грузов до 300–400 миллионов тонн в год.

Здесь уместно отметить, что Транссибирская железнодорожная магистраль – это единственная железная дорога, связывающая наш край с другими регионами страны. Поэтому, наряду с мероприятиями по расширению пропускной способности существующих линий Транссиба и БАМа, считаем целесообразным вернуться к реализации альтернативных железнодорожных магистралей в Приморье. В частности, продлению линии БАМа от Комсомольска-на-Амуре через Новочугуевку к портам Находки и строительству новой линии от Новочугуевки к порту Ольга.

Помимо развития грузовых перевозок, правительство края уделяет большое внимание повышению комфортности и доступности пассажирского сообщения. За прошлый год пригородные поезда перевезли около пяти миллионов человек. Совместно с РЖД мы проводим системную работу по обновлению парка пригородного подвижного состава. Край должен получить 16 самых новых и современных электропоездов, три из них уже готовится к поставке. Пассажирские перевозки имеют решающее значение для региона – как в социальном плане, так и для развития туризма. В Приморье создается федеральный круглогодичный морской курорт. Развитие инфраструктуры востребовано на пассажирских направлениях Владивосток – Большой Камень, Находка, Хасан, а также для улучшения связей другими регионами – в направлении Хабаровска. Повышение роли железнодорожного транспорта учитывается в мастер-плане развития Владивостока.

Одним из главных событий ВЭФ стало подписание мастер-планов Владивостока, Находки, Уссурийска и Арсеньева. Как в результате изменятся крупнейшие города Приморья? Какие самые значимые проекты, заложенные в них, вы могли бы выделить?

— Мастер-планы – это новый формат планирования развития городов, которые вместе с жилыми зонами и социальной инфраструктурой являются центрами притяжения рабочей силы. Такие планы помогают решить вопросы благоустройства на основе мнения жителей, исторически сложившихся предпосылок и перспектив. Можно сказать, это компактное совмещение стратегии и генерального плана.

Мастер-план развития Владивостокской агломерации к 2050 году предусматривает ее становление как научного, финансового и логистического центра России в Азиатском макрорегионе. Большой Владивосток включает нескольких функциональных зон. Так, столица края – это ядро агломерации, Артем – транспортно-логистический хаб, Большой Камень и территория опережающего развития «Приморье» – промышленные площадки, а остров Русский, в свою очередь, – научный центр и центр по развитию туризма.

Ключевым драйвером экономического развития агломерации станут проекты создания восточного узла Северного морского пути на базе Владивостокского морского торгового порта и транспортно-логистического центра в Артеме, промышленный кластер в Большом Камне, включающий ССК «Звезда», Приморский металлургический завод и промышленный парк, новые площадки ТОР «Приморье».

Интересные проекты будут реализованы на острове Русском – это инновационный научно-технологический центр, вторая очередь кампуса ДВФУ, конгрессно-выставочный центр и детский оздоровительный лагерь при содействии Всероссийского детского центра «Океан». Здесь же разместится развлекательный центр с аквапарком.

В фокусе внимания оказались такие важные для агломерации направления, как жилая застройка, транспорт и мобильность, экология и рекреация. В Артеме также планируется строительство газопровода и перевод котельных на «голубое топливо». В ближайшие годы во Владивостоке будет реконструирован Рудневский мост. Президент страны Владимир Владимирович Путин поддержал создание легкого метро и вынос нефтебазы, находящейся в центральной части Владивостока, за пределы города, чтобы соединить район Второй Речки с центром общей набережной и дорогой. Для развития системы общественного транспорта ставим задачу обновить подвижной состав, в том числе электротранспорта, и его инфраструктуру. В 2024 году закупим 16 первых троллейбусов, на очереди – приобретение новых автобусов.

Особенности рельефа Владивостока дают возможность формировать комфортное общественное пространство за счет благоустройства местных сопок, примером тому служат проекты уже улучшенных сопок Нагорной и Бурачка. Обустроим также Орлиную, Буссе, Тигровую, Алексеевскую. Продолжим развивать парк Минного городка во Владивостоке, парк «Озерные ключи» в Артеме и «Алексеевский» в Большом Камне.

Мастер-план Уссурийска предусматривает строительство мостов, путепроводов, реконструкцию улично-дорожной сети и, конечно же, гидротехнических сооружений. Для развития потенциала приграничной торговли планируется создать экспоцентр и гостиницы, уже заявлены проекты по строительству транспортно-логистического центра.

Находка как один из крупнейших морских портов в России продолжит развиваться как «город-порт/город-курорт» с проектами в сферах транспорта и туризма, а также индустриальных проектов. Мастер-план Находки предполагает завершение строительства автомобильной дороги до Владивостока, строительство инженерных сетей, создание туристско-развлекательных комплексов, благоустройство пляжей. Также здесь планируется создать индустриальную долину для размещения высокотехнологичных производств.

Город Арсеньев – центр вертолетостроения, где находится завод «Прогресс», выпускающий лучшие в мире боевые вертолеты Ка-52. В соответствии с мастер-планом город получит более быстрое транспортное сообщение с Владивостоком. Для этого должна быть электрифицирована железная дорога, запущен скоростной электропоезд. По механизму дальневосточной концессии уже ведется строительство современного круглогодичного семейного горнолыжного курорта «Арсеньев».

Мастер-планы пока не начали реализовываться, однако благоустройство в крае и так идет полным ходом. Что удалось сделать за последние 5 лет, какие программы действуют в крае?

— Сегодня комфортная среда дает новый импульс развитию муниципалитетов края. Мы активно ведем работу по созданию современных дворовых и общественных пространств в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и краевой программы «1000 дворов». Их ключевая идея – выбирать для места для благоустройства по инициативе самих жителей. С 2019 года было благоустроено и создано более четырех тысяч дворов и общественных пространств, объем финансирования составил 12,4 миллиарда рублей. В прошлом году благоустроено 469 дворовых и 103 общественных территории, поставлено 862 контейнера для раздельного сбора отходов. В 2023 году в рамках рейтингового голосования по выбору территорий для благоустройства свое мнение выразили более 212 тысяч жителей края – на 65 тысяч человек больше, чем в прошлом.

Приморский край принимает участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. Двенадцать краевых проектов признаны победителями конкурса, сумма грантов составила более одного миллиарда рублей. В этом году мы благоустроим Народный парк в Большом Камне, еще 11 проектов будут завершены в 2024 году.

Регион ожидает значительный рост в сфере благоустройства и благодаря поддержке территориального общественного самоуправления. Неравнодушные горожане участвуют в вопросах модернизации территории домов или района и получают субсидии для реализации своих идей. Местные жители активно поддерживают диалог с муниципалитетом, который информирует о выполненном благоустройстве. По результатам конкурса в период 2019–2022 годов 162 проекта стали победителями, на гранты было выделено 87 миллионов рублей. В этом году в связи с большим количеством поступивших заявок сумма грантов увеличена в два раза. В настоящее время победителями признаны 319 проектов на 280 миллионов рублей.

Динамичное развитие отраслей, поддержка инициатив граждан и содействие в организации ТОСов оказывают влияние на рост качества городской среды. По итогам 2019 года на территории края только Владивосток был признан городом с благоприятной средой. А по итогам 2022-го мы имеем уже пять таких городов – это, помимо краевой столицы, Дальнереченск, Находка, Уссурийск и Фокино. Делаем все возможное, чтобы участие в программах благоустройства, которые реализуются в крае, было понятным и прозрачным. Для этого создали Приморский центр гражданских инициатив – он стал «единым окном» по всем вопросам в этой сфере.

Уверен, что федеральная поддержка и наша совместная работа дадут возможность и дальше улучшать качество жизни приморцев. Это сделает наш регион доступнее и комфортнее.

Представители правительства Приморского края подписали на ВЭФ 41 соглашение, на треть перевыполнив поставленный план. Удалось достичь предварительных договоренностей с какими-то новыми инвесторами, которые не отразились в официальных итогах, что обсуждалось?

— Все итоги подведены и озвучены ранее. Из 41 соглашения, подписанного на форуме, 30 соглашений – о сотрудничестве в различных сферах. Наиболее значимые из них, конечно, об инвестиционных намерениях. В этом году подписаны соглашения на сумму 59,5 миллиарда рублей по таким проектам, как модернизация освещения Владивостока, создание морской кадетской школы на острове Русский, реконструкция и благоустройство парка Минного городка во Владивостоке, строительство центра семейного отдыха «Солнечная», стационара в Находке, солнечных электростанций, завода инновационных энергоэффективных материалов в Большом Камне, трех школ на 3325 мест c двумя встроенными детскими садами на 500 мест во Владивостоке, а также создание нового комфортабельного района в краевой столице до 2035 года.

Кроме того, было подписано инвестиционное соглашение о создании транспортно-логистического центра «Угловая» на 6,6 миллиарда рублей и концессионное соглашение по строительству школы на 1125 мест во Владивостоке на 3,1 миллиарда рублей.

В дни ВЭФ состоялась и ваша встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Было уделено большое внимание борьбе с последствиями мощных тайфунов, обрушившихся на Приморье этим летом. Как продвигается работа по устранению последствий стихии и какие меры будут приняты для предотвращения подобных ЧС?

— Во время встречи с главой государства я доложил ему о текущей ситуации с паводками в Приморье. В результате воздействия тайфуна «Ханун», выпадения очень сильных дождей и формирования быстроразвивающихся дождевых паводков в августе значительные территории края оказались затопленными. Сильнейшие паводковые явления, которые не отмечались за всю историю наблюдений, конечно, не могли не отразиться на повестке Восточного экономического форума.

Приходилось принимать решения по аварийно-спасательным работам. Были задействованы всевозможные силы и средства. В первую очередь спасали жителей. Не было электро- и водоснабжения, нарушилось транспортное сообщение со 101 населенным пунктом. Нанесенный Приморью экономический ущерб достиг значений исторического максимума и вполне может преодолеть планку в 10 миллиардов рублей. В настоящее время, по предварительным подсчетам, речь идет о сумме 9,7 миллиарда рублей. Я попросил Правительство Российской Федерации поддержать нас в финансовом плане.

Во время встречи с Владимиром Владимировичем я акцентировал внимание на том, что уже осенью в Госдуме депутаты рассмотрят изменения в федеральное законодательство, расширят полномочия регионов, чтобы они могли превентивно и быстро вести расчистку русел, дноуглубление и прочие работы на реках. Эта инициатива Приморского края призвана помочь территориям эффективнее справляться с последствиями наводнений. Изменения в законодательстве позволят передавать полномочия по очистке русел рек муниципальным и краевым властям. Климат меняется, и мы должны быть к этому готовы. Дополнительно прорабатываем вопрос закупки тяжелой техники для создания опорных баз, сил и средств для расчистки русел и дноуглубительных работ в районах, которые регулярно подвержены затоплению.

Президент России поддержал наши предложения по минимизации последствий ЧС в регионе. Было принято решение о выделении средств на приобретение спецтехники для восстановления пропускной способности рек. Владимир Владимирович дал поручение Правительству Российской Федерации проработать вопрос создания Дальневосточного климатического центра на базе ФГБУ «Дальневосточное отделение Российской академии наук». Центр позволит оценивать риски климатической угрозы в стратегии экономического развития территорий края. Безусловно, это будет способствовать адаптации регионов Дальнего Востока к изменениям климата, а также эффективному использованию возможностей развития экономики, в том числе за счет благоприятных для региона климатических изменений.

В сентябре Приморский край посетил Ким Чен Ын. Расскажите, понравилось ли у нас лидеру КНДР, что он подметил, и удалось ли вам договориться о сотрудничестве и реализации совместных проектов? Если да, то каких именно?

— Программа пребывания лидера Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ына в Приморье в рамках его официального визита в Россию была очень насыщенной. Нам удалось обсудить широкий спектр вопросов. В частности, вопросы сотрудничества в сельском хозяйстве, строительстве, туризме, а также перспективы дружеских обменов школьными группами для оздоровительного отдыха.

Товарищ Ким Чен Ын посетил павильон Приморского края на «Улице Дальнего Востока» на набережной ДВФУ, а также Приморскую сцену Мариинского театра. Вместе с почетным гостем мы посмотрели балет-феерию «Спящая красавица». У нас большой обоюдный интерес к культурным обменам, поэтому рассмотрим возможность обучения корейских детей в наших музыкальных и хореографических училищах. Провели высокому гостю экскурсию по основной экспозиции Приморского океанариума. Отмечу, что лидер КНДР высоко оценил местное морское шоу млекопитающих – белух, афалин, морского котика и моржа.

Делегация Приморского края планирует посетить КНДР в ближайшее время. Надеюсь, после этого визита мы начнем реализацию всех наших планов и договоренностей по широкому кругу вопросов.

Фото: ФедералПресс/Вытольский Виктор

Сюжет по этой теме
24 июля 2024, 21:50

Восточный экономический форум

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.