В Свердловской области еженедельно около десяти человек отдают крупные суммы денег мошенникам, действующим по телефону или через интернет. Злоумышленники заставляют жертв брать гигантские кредиты, прятаться от родственников, а то и совершать преступления. О том, какие схемы используют мошенники и как им противостоять, «ФедералПресс» рассказал замначальника управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД по Свердловской области Олег Русин.
Четыре главные схемы
Олег Николаевич, сколько заявлений от жертв телефонных мошенников поступает в ваше управление? Жители каких городов страдают чаще всего?
— По области – от 4 до 13 в день, если мы говорим о тяжких составах. Почему у нас наблюдается рост? Потому что вот эти кол-центры находятся на территории Украины и Восточной Европы. Мне кажется, сейчас нету человека, которому еще ни разу не позвонили. То есть рост числа преступлений наблюдается, потому что многократно увеличилось число звонков.
В больших городах чаще верят мошенникам, чем в маленьких, потому что в маленьких городах легче проинформировать население. Если мы говорим про престарелых граждан, то там можно дойти до каждого. Если мы возьмем, сколько в том же Екатеринбурге проживает человек и сколько там сотрудников полиции, то это несоизмеримые цифры. Где больше народу проживает, соответственно, там больше и преступлений зарегистрировано.
Какие преступления чаще всего вам приходится расследовать?
— В настоящий момент чаще всего происходят многоходовые преступления. Сначала злоумышленники представляются операторами сотовой связи и говорят о том, что у вас заканчивается срок действия договора: «Если вас все устраивает, сообщите код из СМС-сообщения». Люди, не читая сообщение, передают этот код, который на самом деле дает доступ к личному кабинету на портале госуслуг.
На втором этапе звонит якобы представитель системы госуслуг и говорит, что произошел несанкционированный вход в ваш кабинет. Мошенники якобы воспользовались вашими персональными данными, и в настоящее время поданы заявки в различные банки для получения кредита на вас. Потом говорят, что с вами свяжутся сотрудники правоохранительных органов.
Следующий мошенник представляется сотрудником МВД или, как правило, ФСБ, и говорит: «Всю информацию мы подтверждаем, но мы успели предотвратить эти операции». Он предупреждает, что эти деньги, которые собирались снять, уйдут на Украину и человек будет привлечен к уголовной ответственности, если не будет сотрудничать с вымышленными сотрудниками ФСБ. Чтобы этого избежать, необходимо действовать по инструкции, говорит мошенник.
Человека направляют в различные банки, чтобы опередить вымышленных злоумышленников, он оформляет на свое имя кредиты, получает эти деньги и под диктовку отправляет различными способами. Сейчас самый популярный способ – через приложение MirPay. Мошенник диктует реквизиты карты, потерпевший заносит их в приложение, подходит к банкомату и прикладывает телефон. Так с различных банкоматов деньги перечисляются на карту, подконтрольную мошенникам. Это в настоящее время самая распространенная схема.
От второй по популярности схемы страдают сотрудники бюджетных организаций, но порой и коммерческих структур тоже. В мессенджер – обычно в Telegram – приходят сообщения якобы от руководителя высокого ранга: например, медицинскому работнику – от министра здравоохранения, учителю – от министра образования. То есть там его имя-отчество в никнейме, его фотография. Как правило, когда руководитель высокого ранга, у сотрудника даже нет его телефонного номера. И он думает, что это действительно к нему обращается руководитель. И там сообщение следующего содержания: «С вами свяжутся сотрудники ФСБ, необходимо действовать по их инструкции».
Далее все по схожей схеме: «На вас оформлены кредиты, мы это предотвратили, с целью избежания уголовной ответственности необходимо оформлять кредиты и перечислять деньги на безопасный счет». Также говорят, что замешаны банковские сотрудники. Поэтому, когда в банке задают профилактические вопросы, люди уже готовы и уверяют, что их никто не инструктирует. В итоге точно так же берут кредиты и деньги направляют на подконтрольные мошенникам счета.
Еще одна распространенная схема: видеозвонки якобы от Центробанка, служб безопасности любого банка, сотрудников правоохранительных органов, ФСБ, Росфинмониторинга, сотовых операторов. При этом используются мессенджеры – как правило, WhatsApp. Человеку говорят: «Мы предотвратили попытку хищения, но надо убедиться, что вы – это вы». Для этого вначале требуют показать паспорт, а затем – включить демонстрацию экрана и зайти в банковские приложения, «чтобы проверить, не оформлены ли кредиты третьими лицами».
Потерпевший заходит в приложения, а так как включена демонстрация экрана, злоумышленники видят коды, которые он вводит. Они подают команды на перевод денежных средств, приходят СМС-сообщения. Злоумышленники при этом говорят: «Это проверка вашего приложения, не сообщайте никому код, положите телефон экраном вниз, а через полчаса перезагрузите». В это время они видят все коды, которые приходят на телефон, вводят их в свое устройство и производят удаленный перевод денежных средств.
В отдельную категорию надо выделить преступления, где страдают пожилые граждане. Им звонят обычно на стационарный телефон детским или плачущим женским голосом, говорят: «Мама, я попала в ДТП». У престарелых проблемы со слухом, к тому же они начинают переживать, поэтому им кажется, что с ними разговаривает кто-то из них родственников. Им говорят, что в ДТП есть пострадавшая сторона и необходимо компенсировать причиненный здоровью вред, чтобы избежать уголовной ответственности. Для этого приедет курьер якобы от следствия, которому надо передать деньги.
Страх и желание заработать
Часто говорят, что это телефонный гипноз, но мы же понимаем, что гипноза по телефону не бывает. Каким образом у людей отключают критическое мышление?
— Я разговаривал с людьми, до которых довели информацию, как действуют мошенники, но которые все равно стали жертвами преступления. И вот женщина говорит: «Вы знаете, когда я сидела на этих беседах, я на 100 % была уверена, что не попаду в такую ситуацию, и информацию всерьез не воспринимала». А у них был такой момент, что они собирались в отпуск. То есть у них была какая-то сумма сбережений. И вот идет звонок, что предотвращено хищение.
Человек испугался, ему говорят: «Не переживайте, мы сбережем ваши денежные средства, их необходимо только перевести на безопасный счет. Мы сейчас эти все операции проведем, и они вам сразу вернутся». А выезд был назначен через две недели. То есть у нее сразу сыграло чувство страха, она поверила, что с ней действительно разговаривают сотрудники ФСБ, и действовала по их указаниям.
Причем почему еще верят? При видеозвонках часто бывает, что «сотрудник» именно в форме находится на той стороне. А используя SIP-телефонию, мошенники могут подделывать любой номер. Допустим, когда звонок идет «от ФСБ», говорят: зайдите на официальный ресурс ФСБ и посмотрите этот номер. Все, человек смотрит, что на самом деле такой номер есть. По WhatsApp присылают документы с гербовыми печатями и так далее.
При таких «разводах» играют роль два фактора. Это фактор страха и желание заработать. Второе часто встречается, когда люди вкладывают в биржи и криптобиржи. Вначале вкладывают небольшую сумму, и буквально через неделю им дают вывести часть денег. Допустим человек вложил 10 тысяч, через неделю ему показывают, что он заработал 20 или 30 тысяч. А визуально, даже если понимаете в этой торговле, вы не найдете каких-то подозрительных моментов. То есть визуализация очень достоверна, когда вы смотрите в свой личный кабинет на этом мошенническом ресурсе.
На что нужно обращать внимание в эти моменты? Адрес юридического лица должен быть на территории РФ, и данное лицо должно входить в список на официальном сайте Центробанка, где перечислены организации, которые имеют лицензию на осуществление данной деятельности. Там же есть список нелегальных участников финансового рынка, где как раз перечислены эти «черные брокеры», с которыми связываться категорически нельзя.
Взломы соцсетей и зеленка на выборах
Сообщается о случаях, когда люди по указанию мошенников едут в другой город и прячутся от своих родственников. Как они это объясняют?
— Им говорят о том, что с их счета осуществлен перевод террористам или на Украину. И чтобы не подвергать опасности родственников, необходимо уехать, снять квартиру, поменять телефон. Грубо говоря, они думают, что помогают правоохранительным органам или ФСБ. При этом, когда человек уезжает, идет уже вторая «разводка». Звонок поступает родственникам, им говорят: если вы хотите, чтобы с вашей бабушкой или мамой все было в порядке, переводите деньги. То есть человек думает, что он помогает родственникам, чтобы в безопасности их оставить, а родственники, соответственно, думают, что действительно человека похитили. Но это единичные случаи, очень нехарактерные.
Появляются сообщения о мошенниках, которые на основании утекших паспортных данных оформляют кредиты и микрокредиты. А есть ли действительно такие обращения?
— Такие обращения единичны. В таких случаях страдает микрофинансовая организация. То есть человек достоверно показывает, что он этот кредит не оформлял, соответственно, микрофинансовая организация понимает, что ее обманули. И уже они обращаются с заявлением к нам.
Чаще фиксируются случаи, когда у граждан ранее были оформлены абонентские номера, привязанные к счетам в банках. Человек перестает пользоваться номером, но не отвязывает его от счета. И такими номерами злоумышленники могут воспользоваться, восстановив доступ к банковским счетам, личным кабинетам в интернете и тем самым причинив имущественный ущерб.
Некоторое время назад была большая рассылка на электронную почту, когда присылали вирус тоже под видом письма от какого-то там следователя. Такие обращения появляются?
— Это единичные случаи. Чаще взламывают учетные записи. Как правило, человек думает, что проходит опрос, а на самом деле предоставляет свой аккаунт в Telegram или WhatsApp злоумышленникам.
Все эти голосования типа «конкурс для племянницы»...
– Вот-вот. А после этого уже идет рассылка от этого человека. «Дай взаймы денег», что-то еще в этом роде. Но это не массовый случай.
Есть истории, когда люди выкладывают объявления на популярных сайтах, продают разные вещи. Идет звонок или переписка, злоумышленник просит продиктовать номер карты. Мошенник говорит: все, деньги вам отправил, вам должен прийти код. Человек сообщает код и думает, что ему сейчас придут деньги, а происходит обратная ситуация.
Или более сложная схема: человеку предлагают продать свой товар «по безопасной сделке» и скидывают ссылку в Telegram или WhatsApp. Когда он переходит по этой ссылке, то появляется страница, оформленная как сайт объявлений, написано: «безопасная сделка». Там продавцу необходимо ввести номер своей карты, код с обратной стороны. И он все эти реквизиты вводит, после чего также происходит списание денежных средств.
Бывают случаи, мошенники заставляют свердловчан совершать явно нелепые и незаконные действия: поджоги военкоматов, обливание бюллетеней на выборах зеленкой. Какие психологические манипуляции здесь используются?
— Данные действия осуществляют граждане, которые уже потеряли денежные средства. То есть они уже отправили мошенникам деньги, значительные суммы, и мошенники им говорят: ладно, мы вернем ваши миллионы, если вы сделаете то, о чем мы сейчас сказали, и снимете на телефон.
Как себя вести, чтобы не стать жертвой мошенников?
— Никогда сотрудники Центробанка, служб безопасности, правоохранительных органов не будут вас беспокоить звонками через мессенджер, просить включить демонстрацию экрана, скачать приложение (якобы для настройки зашиты вашего телефона). Звонки всегда идут с рабочего телефона, иногда используется обычный телефон. Но чтобы не стать жертвой, самое простое – не брать телефон, если звонят с незнакомых номеров. Если все-таки взяли, надо слушать, что вам говорят, и проверять эту информацию. Если идет звонок из банка и говорят о том, что предотвратили какую-либо операцию, нужно закончить разговор и перезвонить на горячую линию банка. Этот телефон есть как с обратной стороны банковской карты, так и на интернет-сайте. Или можно зайти в личный кабинет и посмотреть, есть там какие-либо подозрительные операции. Если что-то такое есть, сразу ногами прийти в банк, написать соответствующее заявление – либо это все можно сейчас сделать и по телефону.
«Безопасный счет», «зеркальный кредит», «опередить мошенников» – это все словосочетания, которые используют исключительно мошенники. Если звонят действительно правоохранительные органы, то они могут вас пригласить на беседу – сказать, что вот тогда-то поступило заявление и вам необходимо явиться для дачи объяснений. Если звонок идет от банка, то, как правило, там рекламируют какие-то банковские продукты.
Бывают случаи, когда на самом деле вы совершили какую-то крупную покупку и у банка срабатывает система «антифрод». Тогда могут позвонить и спросить, вы ли это совершили эту покупку. Мошенники как раз пользуются этим и говорят о том, что имеется операция, которую вы не совершали. Тогда надо закончить разговор и проверить эту информацию. Если все кругом будут пользоваться этими методами, то работы у мошенников не останется.
Подготовлено при содействии пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области (В. Н. Горелых)
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов