Мастер-планы дальневосточных городов вышли на этап реализации. Как поясняют эксперты, фактически эта документация легла в основу долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития территорий, утвержденных правительством Российской Федерации. Какие проекты будут реализованы в островном регионе, в интервью «ФедералПресс» на полях ВЭФ рассказал министр архитектуры и градостроительства Сахалинской области Алексей Ракитский.
Алексей Алексеевич, в этом году в рамках ВЭФ большое внимание уделено развитию городов и реализации мастер-планов. Как вы считаете, для развития Дальнего Востока и Сахалинской области, для выполнения задач президента о привлечении людей в регион большую роль играет внешность городов? Или мастер-планы решают и другие задачи?
— Сахалинская область – это единственный островной регион в нашей стране. Больше скажу, у нас есть единственная в стране островная агломерация, которая включает в себя пять муниципалитетов, где осуществляются полноценная трудовая миграция и полноценное развитие территории. Самое главное, что нас характеризует как регион с устойчивой экономикой, большими возможностями и перспективами, – это то, что географически мы находимся на Северном морском пути.
Три года назад мы по поручению нашего губернатора Валерия Лимаренко разработали стратегию развития Сахалинской области. Мы не только проработали основные градостроительные решения, мы внимательно учли, с экономической точки зрения, все наши отраслевые возможности – это экономика океана, нефтегазовый сервис, транспортная инфраструктура, туристическая отрасль.
Взвесив все это, мы разработали мастер-план и всю градостроительную документацию и определили территориальные возможности, которые обеспечивают полноценное развитие.
Генеральный план – это документ, который несет в себе определенный регламент, а мастер-план – это документ, который объединяет и генеральный план, и инвестиционные возможности, и земельно-имущественные направления. Таким образом, у нас появились полноценные схемы мастер-планов, с которыми можно ознакомиться на сайте правительства Сахалинской области. Это могут сделать все желающие, там есть видеоматериалы и краткие презентации.
В рамках реализации мастер-плана Южно-Сахалинска будет сделано многое в разрезе инфраструктуры. Какие проекты вы считаете ключевыми?
— Когда мы задались вопросом подготовки мастер-плана, мы понимали, что есть столица региона и есть другие муниципалитеты, которые играют важную роль в жизни области. Развитие каждой территории напрямую зависит от отраслевых возможностей.
Например, туристическая сфера – это значит, что мы прорабатываем возможности размещения гостиниц, транспортную и социальную инфраструктуру. Особое внимание уделяется железной дороге. Мы понимаем, что это большой ресурс, причем неиспользованный, делаем все, чтобы железная дорога приобретала функции городского общественного транспорта, чтобы у пассажиров была возможность быстро и удобно добраться из одного конца города в другой.
Поэтому мастер-план, прежде всего, должен решать основные задачи по развитию территории для комфортного проживания местных жителей.
Получается, что мастер-план – это не про внешний облик города, а про функциональность?
— Мы создали цифровой двойник региона, свою собственную цифровую базу, и этим летом на полях ПМЭФ было подписано соглашение с Росреестром о том, что все наши мастер-планы становятся достоянием федерального ресурса национальной системы пространства дорог. Что это нам дает? Все наши разработки так или иначе несут в себе специфическую информацию, которую можно прочитать особым методом.
Мы же создали свою систему требований, которая дает возможность ознакомиться с ней абсолютно универсально – при помощи либо ролика, либо презентации. Но самое главное – всю суть мастер-планирования мы перевели в цифровую форму, и теперь любая инвестиционная площадка попадает сначала в нашу платформу, а после этого – в базу Росреестра. Получается, что в будущем, зайдя на карту Росреестра, зайдя в национальную систему пространства дорог, можно будет получить исчерпывающие сведения об инвестиционной площадке на островах.
Получается, благодаря мастер-планам вы рассказываете инвесторам о дальнейшем развитии территории?
— Здесь две задачи. Одна – идейно-отраслевая, потому что мы отталкиваемся от развития наших экономических возможностей. Для реализации масштабных инвестиционных проектов нельзя обойтись без градостроительной переработки. То есть все территории, прилегающие к тем или иным площадкам, должны давать четкую стратегию: где и сколько должно появляться новых жилых территорий, школ и детских садов. И инвестор, и местный житель должны четко понимать, как развивается территория. Наша система мастер-планирования как раз дает такие ответы.
Вторая задача – информационно-аналитическая. Мы создали мастер-план, загрузили его в «цифру» и создали базу данных. Грубо говоря, эту территорию можно увидеть прямо здесь и сейчас, а можно нажать определенную галочку и увидеть, как она будет выглядеть в будущем. Я считаю, что это большой прорыв с нашей стороны. Если говорить о градостроительстве, то мастер-планы – это еще и отличная возможность показать архитектуру будущего.
Что такое архитектура будущего?
— Это полноценное видение развития территории и полное отображение реальности. Для того чтобы нам понять, как в будущем должен развиваться город, мы должны следовать только той стратегии, которая определена планом. Это значит, что любой мастер-план, любое решение претерпевают серьезную аналитику. Помимо того, что ее создают архитекторы, ее еще и оценивают в профессиональном сообществе. У нас есть областной архитектурный градостроительный совет, городские советы. Специалисты рассматривают такие значимые объекты, как кампус, центр водных видов спорта, который недавно был введен в эксплуатацию. Его архитектура долго обсуждалась, он прошел ни один градостроительный совет.
Поэтому можно сказать, что архитектура будущего – это комплексное мнение всех участников процесса, всей команды, которая занимается развитием региона.
Архитектура и градостроительство Сахалина – это, прежде всего, профессионально выверенная среда. Мы сегодня создаем определенную систему требований, мы обсуждаем ее с местными жителями, с профессиональным сообществом, и у нас нет такого, чтобы тот или иной архитектурный объект создавался автономно.
В развитии городов большое значение имеет развитие общественных пространств. Расскажите, как преображаются такие территории в Южно-Сахалинске?
— Общественные территории развиваются во всем регионе и всех его городах. У нас особую роль несут в себе задачи, связанные с комфортной городской средой и с развитием городских пространств. У нас все мастер-планы, помимо своих макрозадач в сфере промышленности, новых инвестиционных возможностей, несут в себе задачу реорганизации и совершенствования городской среды.
Жители должны видеть развитие архитектуры у себя во дворе, скверах, парках. Поэтому мастер-планы – это те документы, которые несут в себе не только необходимую стратегию реновации территории общественных пространств. Они призваны сделать так, чтобы общественные пространства были поставлены во главу. Потому что именно с этого и начинается развитие города.
Например, наш мастер-план Южно-сахалинской агломерации – это те объекты, которые, по своей сути, являются градообразующими, потому что не могут обойтись без совершенствования прилегающей территории.
Хочу сказать, что в последнее время Южно-Сахалинск в преобразовании территории весьма преуспел. Все это – большая заслуга нашего губернатора Валерия Лимаренко.
Фото: ФедералПресс/ Иван Кабанов
Восточный экономический форум