Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

«Учитель всегда будет главным проводником знаний»: нижегородский педагог о роли ИИ в образовании

Мозговой Валерий Витальевич
Главный навык современного учителя – это способность быть навигатором в мире информации

В семье, где почти все служили Отечеству в погонах, он выбрал служение у школьной доски. Наш собеседник – учитель истории, заместитель директора школы № 151 Валерий Мозговой, – несмотря на военную династию, пошел по стопам своей бабушки-педагога. В преддверии Дня учителя в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» он рассказал, почему искусственный интеллект не угроза для образования, а полезный инструмент, способен ли он заменить живого учителя или хотя бы стать его помощником. Педагог уверен: ИИ не ведет к «оглуплению» и даже может быть полезен детям. Подробнее – в нашем материале.

ИИ – реальная угроза или инструмент помощи?

Согласно опросу ВЦИОМ, 46 % россиян не разрешили бы своему ребенку использовать ИИ для учебы. Сталкивались ли вы в своей практике с работами, выполненными при помощи нейросетей? Если да, по каким признакам вы это поняли?

— Наша школа активно изучает возможности работы с нейросетями. В рамках этого процесса мы даже проводили среди учащихся опросы – небольшие анкеты – о том, как и как часто они их используют. И по результатам анкетирования было выявлено, что в восьмых и девятых классах примерно 60 % используют искусственный интеллект несколько раз в неделю, в десятых–одиннадцатых – чаще (порядка 80 % ребят). Достаточно много детей, которые пользуются ИИ грамотно.

На практике тоже встречались такие работы. Это действительно сейчас становится распространенным явлением, особенно среди учащихся девятых–одиннадцатых классов.

Я бы выделил несколько основных признаков, по которым легко можно определить, что задание выполнено с использованием ИИ. Это, к примеру, шаблонность формулировок, потому что нейросети часто используют стандартные конструкции, распознаваемые по машинному характеру. Работа может быть написана на уровне, который явно превышает возможности учащегося, а если говорить про мой предмет, историю, то особенно в части аргументации и использования терминов.

Легко можно выявить механические повторы, потому что тексты нейросети часто генерируют с повторяющимися фразами. Видно, когда ученик поработал, к примеру, с презентацией, а где просто скопировал.

Ряд экспертов заявляет, что применение ИИ ведет к «оглуплению» и приучает детей «ничего не делать». Как вы, практикующий педагог, относитесь к этим прогнозам? Наблюдаете ли вы уже подобные негативные последствия у своих учеников?

— Мое мнение как учителя: важно понимать – проблема не в самом использовании искусственного интеллекта, а в том, как именно его используют. Многие родители и дети могут воспринимать нейросети как инструмент для списывания, но не как помощника в обучении.

Я считаю, что это неверно. Искусственный интеллект – инструмент очень полезный, который может и должен, как мне кажется, использоваться в сфере образования. Здесь еще важно научить правильно взаимодействовать с нейросетями детей: использовать их и для развития критического мышления, и творческих способностей, а не для простого копирования готовых решений. ИИ не заменяет мышления, но может расширить его возможности.

Могу привести аналогию из истории – появление калькулятора в образовательной сфере. Когда в школах начали внедрять электронный калькулятор, многие учителя опасались того, что учащиеся перестанут учиться, считать самостоятельно и будут рассчитывать только на него. Что мы имеем в результате? Правда, есть один нюанс – им все еще нужно тоже уметь пользоваться. Само его наличие не решает проблему.

К «оглупению», как мне кажется, может вести не использование нейросетей, а только человеческий фактор – или бездействие, или, может быть, неверные решения.

Пока я с негативными последствиями применения ИИ не сталкивался. Считаю, что самое главное и, может быть, единственное, если нейросеть будет использоваться только для списывания, то есть выполнения задачи механически. Думаю, что мы не дадим этому произойти.

4d4675f1908a9fcbf36ed7ce6de357bf.jpg

ИИ в образовательной среде: реалии наших дней

В 2023 году активно обсуждалось внедрение автоматизированной проверки домашних заданий с помощью ИИ. Как вы считаете, способна ли «машина» заменить в этом вопросе индивидуальный подход педагога?

— Идея перспективная, но ни в коем случае ИИ не сможет заменить индивидуальный подход учителя. Никогда. Хотя мы можем выделить преимущества искусственного интеллекта в проверке заданий. Быстрая обработка данных, большого объема работ – это, безусловно, плюс.

Объективность оценивания, но здесь есть одно «но». Она будет работать при условии соблюдения определенных правил, которые устанавливает машина. Рассмотрим на примере. Все мы знаем, что на ОГЭ и ЕГЭ есть так называемая краткая часть ответов, которая проверяется компьютером, что облегчает работу. В бланках есть образцы правильного написания букв, цифр. Детей мы этому учим, но, допустим, выпускник написал цифру 9, а она похожа на цифру 8. Возникает риторический вопрос – кто в этом виноват, машина или ученик?

Среди других преимуществ можно выделить выявление типичных ошибок, быструю обратную связь, предоставление статистики.

Естественно, есть и обратная сторона медали. Это эмоциональный интеллект, машина не сможет заменить участие человека. Учитель чувствует настроение ученика, он понимает его состояние, знает, когда надо поддержать или мотивировать ребенка. Индивидуальные особенности учащихся требуют персонального внимания даже в рамках общеобразовательной школы, у каждого свой темп обучения, свои слабые и сильные стороны. Мотивационный аспект важен, он воспринимается иначе.

Мой опыт показывает, что технологии и искусственный интеллект – это достаточно мощный инструмент в руках учителя, но они не должны заменять ни в коем случае человеческое взаимодействие. Учитель всегда будет оставаться главным проводником знаний.

Как, по-вашему, можно использовать ИИ так, чтобы он стал помощником в образовательной деятельности?

— Во-первых, для постановка исследовательских задач – использовать искусственный интеллект как инструмент для поиска нестандартных решений, а не как источник готовых ответов.

Во-вторых, для развития критического мышления, учить детей проверять и анализировать информацию, обсуждать, почему нейросеть предложила именно такое решение, насколько оно вообще применимо и логично. Нам на уроках истории это сделать проще, потому что много обсуждений причинно-следственных связей.

В-третьих, индивидуальный темп обучения. Можно использовать ИИ для адаптации заданий под уровень каждого учащегося, но с сохранением самостоятельности в решении задач.

В какой части учительской работы ИИ мог бы принести максимальное облегчение?

— С помощью искусственного интеллекта можно создать рабочие листы, персонализированные задания, готовить вопросы для дискуссии и дебатов, естественно, с контролем.

Применительно к моему предмету – создавать хронологические ленты. Очень интересный, очень классный инструмент – автоматическая проверка дат, которую можно использовать в пятом классе на истории древнего мира. Делать интерактивные ответы с автоматической проверкой.

7642d8761e088edcac7fda55150d0e38.jpg

Часть учителей занимают позицию полного запрета на использование ИИ. Насколько, по-вашему, эта стратегия эффективна в долгосрочной перспективе? Или нам всем неизбежно придется научиться с этим жить и работать?

— Вопрос о запрете искусственного интеллекта в образовании я бы назвал, наверное, непедагогическим выбором. Это отражение более глубоких изменений в обществе. Позиция полного запрета может показаться, наверное, логичной, но только в краткосрочной перспективе.

Почему? Допустим, защита от плагиата, нейросети с этой точки зрения уже используют. Говоря о сохранении традиционных методов обучения, мы рассматриваем ИИ в одном ключе, но при этом подход запрета имеет недостатки. Как минимум отрезает учащихся от важных навыков будущего. Это создает некую иллюзию контроля, но только иллюзию, потому как дети все равно будут пользоваться нейросетями. А вот если их правильно направлять, то работа будет совершенно другой. Отказ от ИИ не будет готовить учащихся к реальной жизни.

Альтернативный вариант – осознанное включение искусственного интеллекта в образовательный процесс. На долгосрочную перспективу мы должны мыслить стратегически.

Главный навык учителя в эпоху ИИ

И какой главный навык, на ваш взгляд, сегодня должен освоить каждый учитель, оставаясь полезным и авторитетным среди учеников эпохи искусственного интеллекта?

— На мой взгляд, главный навык для современного учителя – это способность быть навигатором в мире информации и учителем в развитии критического мышления. Информационная грамотность сегодня становится фундаментом современного образования. Если учитель подкован, то он может и должен научить учащихся отличать достоверную информацию от недостоверной. На моих уроках, допустим, это связано с анализом исторических документов.

Нужен навык анализа и умение научить детей формировать собственное мнение, и здесь, кстати, искусственный интеллект тоже может помочь, для того чтобы сформировать его на основе имеющейся информации.

И, конечно же, критическое мышление. Это то, что интеллект заменить не сможет.

С какими основными трудностями вы сталкиваетесь при использовании ИИ прямо сейчас?

— Я хочу сказать, что пока мы на начальном этапе. Нет такого, что мы сейчас используем нейросети в образовательном процессе открыто, полноценно, масштабно. Потому что есть та самая обратная сторона, что многие против. А еще нужно время для того, чтобы адаптироваться, как в примере с калькулятором.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.