Российский авторынок в 2026 году может развиваться по трем сценариям. В интервью «ФедералПресс» руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов подробно рассказал о ключевых тенденциях наступающего года. Эксперт представил прогнозы по объемам продаж, объяснил спад доли китайских машин на фоне выхода новых локальных брендов, оценил риски для рынка праворульных автомобилей, а также спрогнозировал, как рост утильсбора отразится на вторичном рынке и какие модели сейчас выбирают покупатели.
Давайте начнем с главного. Каким Вы видите сценарий развития российского авторынка в ближайшей перспективе?
— У нас есть прогноз на 2026-й год, и мы ожидаем развитие рынка по трем сценариям – базовому, оптимистичному и пессимистичному. Базовый сценарий – это повторение итогов 2025-го года. В этом году прогнозируем в районе 1,3–1,35 миллиона проданных легковых автомобилей. Соответственно, в 2026-м году показатели будут примерно такими же.
Что касается оптимистичного сценария на 2026 год, то мы закладываем рост примерно на 10 %, и тогда продажи новых легковых автомобилей составят около 1,45 млн. Пессимистичный сценарий предполагает снижение на 10 % – до уровня примерно 1 200 000 автомобилей.
А что с долей отечественных машин?
— Если взглянуть на итоги 11-ти месяцев этого года, то доля китайских брендов на рынке новых легковых автомобилей составляет почти 53 %. Но она постепенно снижается. Например, в октябре она впервые за более чем два года опустилась ниже 50 %, составив 49,6 %. В ноябре показатель и вовсе упал до 44,7 %. Понятно, что в целом по 2025 году доля останется выше 50 %. Однако в 2026-м она вряд ли удержит эту планку.
Причина этому – выход на рынок новых локальных брендов. Например, TENET, автомобили которого собираются в Калуге на базе моделей Chery. По сути, TENET сменит Chery. Примерно такую же историю мы наблюдаем с брендом Belgee – белорусский бренд, производимый на базе Geely.
Таким образом, китайские компании в партнерстве с российскими производителями стремятся избежать санкционных рисков. Чтобы сохранить свое присутствие на российском рынке, они выводят на него новые локальные бренды.
И доля этих брендов растет: TENET уже попал в тройку лидеров рынка, выше только Haval и LADA, а Belgee – на четвертом месте. Популярный «китаец» Chery опускается в рейтинге – по итогам первой недели декабря он и вовсе выпал из топ-10 рынка.
Соответственно вслед за Belgee и TENET будут появляться и другие бренды на базе китайских моделей. Тем более, у нас есть пустующие производственные мощности, которые остались после ушедших брендов, и их надо как-то заполнять.
Отмечу, что о глубине локализации судить сложно из-за отсутствия данных. Я бы назвал это локальной сборкой, поскольку локализация подразумевает более глубокий процесс – развитие компонентной базы, чтобы на территории РФ осуществлялась не только сборка автомобилей из машинокомплектов, но и производство самих комплектующих.
Помимо этого, недавно отечественный производитель объявил о возвращении с 1 января на пятидневную рабочую неделю. Это решение напрямую связано с планами по наращиванию объемов производства в 2026 году. Определенно, их ожидания от 2026-го выше, чем от 2025-го как в плане роста производства, так и продаж. При этом один из драйверов роста – это LADA Iskra.
Поговорим о вторичке. Насколько больно утильсбор ударит по подержанным машинам мощностью свыше 160 л.с.?
— Мы смотрели статистику продаж на вторичном рынке автомобилей, у которых мощность больше 160 лошадиных сил. Это около 20 %, то есть, грубо говоря, пятая часть. Понятно, что они станут более востребованными, потому что утильсбор ударит по ним, соответственно, цены на них повысятся.
В целом по вторичному рынку мы наблюдаем рост цен в последние месяцы. Если брать конкретные цифры, то в ноябре средневзвешенная цена легкового автомобиля с пробегом составила более 1,3 млн рублей. Это более чем на 1 % выше по сравнению с октябрем. При годовом сравнении рост составил 13 %.
Мы видим, что ключевая ставка Центробанка начала снижаться, соответственно и ставки по вкладам тоже идут вниз. Часть людей стала забирать деньги из вкладов и пускать их в покупку дорогих товаров, в том числе автомобилей. Соответственно, чтобы приобрести новую, некоторые люди продают свой старый автомобиль. И это тоже приводит к росту цены на вторичном рынке.
При этом стоит сказать, что средневзвешенная цена на вторичном рынке в этом году росла не так сильно, как в прошлые годы. В последние четыре года это было больше 10 % процентов, то есть в этом году рост замедлился. Даже в первой половине года мы наблюдали снижение.
В последнее время ходит очень много разговоров о возможном запрете ввоза праворульных машин. Насколько это реально?
— Я считаю, что это нереально, это больше похоже на вбросы. По данным агентства «АВТОСТАТ», на 1 июля 2025 года в России было зарегистрировано 4 млн легковых автомобилей с правым рулем. Это 9 % от общего парка в стране.
При этом 2 млн праворулек стоят на учете на Дальнем Востоке – это половина от их общего количества в России. Еще 1,5 млн зарегистрированы в Сибири, где на их долю приходится 28 % парка, то есть каждый четвертый автомобиль. А вот на Дальнем Востоке с правым рулем ездят 73 % автомобилистов!
Невозможно же ввести запрет для целого федерального округа, где почти три четверти автовладельцев ездят на праворульках?! Ведь правый руль для Дальнего Востока – это давняя история, идущая еще со времен распада СССР. Люди привыкли не только к расположению руля, но и к высокому качеству этих машин. Это автомобили из Японии, многие из которых были произведены для внутреннего рынка и считаются надежнее, чем экспортные варианты.
Согласитесь, сопоставимые по качеству машины с левым рулем стоят заметно дороже. Даже у нас, в европейской части, например, в Тольятти, иногда можно услышать: «Лучше куплю подержанную праворульку с Дальнего Востока, чем переплачу в два-три раза за новую леворульную».
Какой надежный легковой автомобиль с лучшим соотношением цены, качества и эксплуатации вы бы посоветовали купить?
— Сложно давать универсальный совет, потому что у каждого покупателя разные финансовые возможности и требования. Но чтобы ответить на ваш вопрос, стоит обратиться к статистике рынка. Она, на мой взгляд, лучше всего отражает реальную ситуацию и предпочтения большинства покупателей.
Если посмотреть на итоги продаж новых легковых автомобилей за 11 месяцев, то на первых двух местах, как и ожидалось, находятся LADA Granta и LADA Vesta – это самые доступные модели.
Если же говорить об иномарках, то здесь лидером является Haval Jolion – кроссовер, который занимает третье место в общем рейтинге. Далее следуют кроссоверы Geely Monjaro, Belgee X50, Haval M6, обе вазовские «нивы», Changan UNI-S и LADA Largus. Именно эти 10 моделей являются наиболее популярными, а значит – и самыми востребованными у покупателей, ищущих баланс цены и качества.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин


