CИРИУС, 1 июня, ФедералПресс. Научный центр когнитивных исследований Университета «Сириус» занимается изучением речи и чтения у детей. Ученые ищут причины возникновения нарушений речи и хотят создать практические рекомендации для помощи детям, испытывающим проблемы в чтении.
В Университете есть две исследовательские команды, в одной ученые работают с детьми дошкольного возраста, в другой – с подростками.
«Мы изучаем развитие речи у детей и ищем причины нарушения. Многие из них становятся очевидными, только когда ребенок приходит в школу и начинает учиться писать и читать. До этого возраста не особо понятно, есть ли у него нарушения», – рассказал младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Антон Рогачев, аспирант направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития».
В рамках этого проекта специалисты занимаются с детьми в возрасте от трех до восьми лет. Задача научной группы – выявить причины нарушений как можно раньше. В будущем это может помочь устранить причины трудностей до того, как ребенок пойдет в школу.
«Такими нарушениями могут быть дислексия и дисграфия. Дислексия – это расстройство, при котором человек испытывает трудности в беглом или правильном чтении. Дисграфия – это нарушение письма. Из-за нее человеку трудно писать без ошибок или структурировать текст, даже если ему известны правила», – пояснил специалист.
Об исследовании, проводимом с подростками, рассказал Максим Маркевич, младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований, аспирант проекта «Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход».
«Цель нашего проекта – понять основы способностей и неспособностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного. Участниками наших исследований являются подростки, ведь, как показали мониторинговые исследования, есть большой разрыв по успеваемости в чтении между ранним школьным и подростковым возрастом у российских детей», – сказал он.
В одном из заданий исследования участника просят прочитать правильные или неправильные предложения и определить, есть ли в них ошибка. Задание разделено на блоки, и перед каждым из них подросток слушает ритмические звуки, а ученый наблюдает за влиянием ритма на суждения о грамматической правильности предложений на поведенческом и психофизиологическом уровне.
Ранее «ФедералПресс» писал, что в «Сириусе» детей научат разбираться в древних монетах.
Фото: ФедералПресс / Фаддей Александров