КЕМЕРОВО, 5 сентября, ФедералПресс. Цены на российский уголь для экспортеров топлива упали на 29 % в Европе и Средиземноморье и на 20 % – в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это связано с перенасыщением рынка и переходом некоторых стран на другие источники энергии.
По информации ценового агентства Argus, стоимость угля для российских компаний-экспортеров понизилась за первые полгода текущего года на 29 % в сравнении с годовыми показателями предыдущего. Такое снижение аналитики зафиксировали на европейских и средиземноморских рынках. В балтийский портах стоимость угля упала до 61,25 доллара за тонну топлива. Агентство отметило снижение цены и при экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: она упала на 20 % – до 82,43 долларов в приморском порту Восточный.
Как пишет деловой журнал «Авант-партнер», некоторое повышение цен было в июле, но поддержать их во втором полугодии нечем. При поставках топлива из Балтики стоимость тонны угля в июне упала до самого минимума в 44,8 доллара. В Восточном тонна топлива стоила почти 71 доллар в июне и 66 долларов в августе.
По словам доктора экономических наук, заведующей кафедрой региональной и отраслевой экономики Кемеровского государственного университета Галины Мекуш, сейчас отмечается большой интерес к добыче угля со стороны азиатских стран – Индии, Китая.
«Согласно экономическим законам, цены падают из-за перенасыщения рынка или когда страны переходят на другие источники, например, газ. Думаю, цена еще поднимется на уголь, так как азиатско-тихоокеанский рынок готов взять наше топливо. Единственное ограничение – это пропускная способность Восточного полигона железной дороги, которая, скорее всего, не позволит качественно и в срок доставлять нужные объемы угля. Чтобы кто ни говорил, уголь будет востребован еще долго. Те же индусы разрабатывают месторождение на Камчатке. В конце концов, финансовые вливания в уголь идут, предприятия строят, а это значит, что инвесторы рассчитывают свои прогнозы на более долгие перспективы. Но мне бы лично хотелось, чтобы вложения все-таки шли в переработку, а не только в добычу», – объяснила эксперт.
Агентство Argus отмечает, что ценовая разница в балтийских портах и Приморье впервые за 10 лет составила 29,59 доллара за тонну угля. Экспорт вырос в восточном и северо-западном направлениях на 9 % и 7 % соответственно, на юго-западе упал на 7,5 %. Самый окупаемый маршрут – поставки в Польшу.
По прогнозу агентства, цены на уголь в этом году будут ниже уровня прошлого года, топлива на складах до сих пор много – почти на 2 млн тонн больше среднесезонного показателя. Предполагаемая цена угля за тонну на второе полугодие – 59 долларов, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 75 долларов.
Фото: ФедералПресс /Виталий Кокшаров.