НОВОСИБИРСК, 20 мая, ФедералПресс. Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области внесли свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере земельных отношений. Они были озвучены в рамках заседания комиссии Совета законодателей РФ по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии.
Перед законодателями субъектов Российской Федерации выступал заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениямДенис Субботин. Он поблагодарил коллег за то, что из множества вопросов, предложенных комиссии для рассмотрения, они проголосовали за вопрос, внесенный по инициативе Председателя Законодательного Собрания Новосибирской областиАндрея Шимкива.
Суть проблемы Денис Субботин отразил на примере Новосибирской области. Основную часть площади региона (63%, это более 11 млн га) занимают земли сельскохозяйственного назначения, из них пашня – 3,7 млн га. По данным на январь 2021 года площадь не используемой пашни составила в Новосибирской области 954 га, из них пригодно для введения в оборот 579 га.
«Если обратиться к действующему законодательству, то для изъятия у собственника неиспользуемого земельного участка необходимо ежегодно, в течение трех лет подряд в рамках государственного земельного надзора, который осуществляет Россельхознадзор, устанавливать факт неиспользования земельного участка по целевому назначению с вынесением предписаний об устранении нарушений законодательства, – обозначил проблему новосибирский законодатель. – Затем установить факт неисполнения последнего предписания в установленный срок, провести оценку рыночной стоимости земельного участка и стоимости культуртехнических работ (при необходимости проведения таких работ) и обратиться в суд. Для продажи земельного участка, в отношении которого получено решение суда об изъятии его у собственника, законом предусмотрено проведение нескольких этапов торгов».
Таким образом, процесс изъятия земельного участка и его продажи растягивается на срок 4, 5 и более лет, в течение которых участок зачастую не используется по целевому назначению, что влечёт его зарастание древесно-кустарниковой растительностью и требует существенных затрат на возвращение в хозяйственный оборот.
«Пока идут проверки и суды, собственники находят множество вариантов тем или иным образом оставить контроль над землей за собой в надежде, видимо, на рост в будущем стоимости земли или прав на ее аренду».
В качестве примера Денис Субботин привел участки в Здвинском и Карасукском районах. Управление Россельхознадзора по Новосибирской области инициировало процедуру изъятия данных земель, однако к тому моменту не истек трёхлетний срок неиспользования земельного участка. А при очередной внеплановой проверке было установлено, что один из граждан оформил добровольный отказ от земельного участка, а второй передал участок третьим лицам по договору дарения. И начался новый отсчет трехлетнего срока.
Кроме того, с 2016 года плановые мероприятия государственного земельного надзора не проводятся в отношении субъектов малого предпринимательства. В эту категорию попадает большая часть хозяйствующих субъектов аграрного производства. Соответственно, если у них имеются неиспользуемые земельные участки, то доказать это в рамках проверок не представляется возможным.
Кроме того, участки не могут быть изъяты у собственника, который находится в стадии банкротства, а сами земли являются предметом ипотеки. В результате, например, земли ЗАО «Солнечное» или холдинга «Радуга», которые хозяйства на данный момент не используют, изъять невозможно.
В результате от Новосибирской области в Совет законодателей РФ поступили следующие предложения.
Во-первых, отменить освобождение субъектов малого предпринимательства от проведения плановых проверок в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.
Во-вторых, установить более короткий срок подтвержденного мероприятиями государственного земельного надзора неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по сравнению с другими земельными участками, для целей инициирования процедуры изъятия земельных участков у собственника.
В-третьих, распространить механизм изъятия неиспользуемых земельных участков на земельные участки, являющихся предметом ипотеки, а также земельных участков, в отношении собственников которых судом возбуждено дело о банкротстве, с одновременным закреплением гарантий защиты прав залогодержателей.
«Если предлагаемые изменения будут внесены в федеральное законодательство, то ввод в оборот неиспользуемых земель значительно упростится», – изложил позицию новосибирских законодателей Денис Субботин.
Комиссия Совета Законодателей Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии решила рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля» и отменить освобождение субъектов малого предпринимательства от проведения плановых проверок в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Также предложено внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации иФедеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и установить более короткий срок подтвержденного мероприятиями государственного земельного надзора неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Для распространения механизма изъятия неиспользуемых земельных участков на земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, с одновременным закреплением гарантий защиты прав залогодержателей, будут также внесены изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Фото: пресс-служба законодательного собрания Новосибирской области