ПЕРМЬ, 10 марта, ФедералПресс. Февраль преподнес сюрпризы жителям Европы, Америки и России. Города и поселки накрыло аномальным количеством снега. В США и некоторых европейских странах погода вызвала настоящий коллапс: на неделю десятки тысяч жителей остались без света, еды и возможности передвижения. Российские регионы также столкнулись со снежным циклоном, но прошли его более спокойно.
Большая нагрузка выпала на дорожные службы. Из-за обильного снегопада и резких перепадов температуры на трассах и тротуарах образовался гололед, из-за которого автовладельцы подолгу стояли в километровых пробках. Справиться с гололедицей дорожники пытались всеми доступными способами. Известно, что за рубежом вместе с классическими реагентами на дорогах использовали отходы пищевого производства. В России же предпочтение отдавали как стандартным, так и современным противогололедным материалам.
Гастрономические эксперименты
Баварский производитель солений и горчицы предложил использовать на скользких дорогах огуречный рассол, который остается после консервации. Минтранспорта Баварии решилось на такой эксперимент. По подсчетам ведомства, благодаря рассольной смеси потребление воды можно сократить на 5 миллионов тонн, а соли – на 700 тонн. Компания тоже получит выгоду, сэкономив на утилизации отходов.
Конечно, рассол в первозданном виде пустить в дело нельзя. Для начала смесь фильтруют, а затем повышают в ней концентрацию соли с 10 до 21 процента. Этот способ борьбы со льдом воспринимается достаточно необычно, но состав смеси таким назвать нельзя. В рассоле содержатся хлористые соли натрия и кальция – те же самые, что и в противогололедных реагентах, например, в известном в России «Бионорде».
Еще один интересный способ обработки дорог – посыпка кофейной гущей. Такого сырья в Европе достаточно. Например, в год на жителя Германии в среднем приходится около 5,5 килограмма кофе, чуть меньше – 5,4 кг – употребляют во Франции. Обработку кофейным жмыхом протестировали и в городах Польши и Украины. Пока сырьем попробовали посыпать только тротуары в парках. Понравится ли властям такой метод, и будет ли он эффективен, пока неясно.
Эксперты объясняют применение таких смесей на дорогах дороговизной реагентов, особенно в холодные и снежные зимы. По словам руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентовой, заграницей, в отличие от России, нет практики заготовки противогололедных реагентов заранее.
«Из-за обильных снегопадов стоимость реагентов вырастает в несколько раз, и тогда в ход идет все, что содержит соли: просроченная чесночная приправа, сырные рассолы, морская вода, огуречный или свекольный рассолы. Говорить о какой-либо экологичности таких средств не приходится. Основа, которая плавит лед одна – хлористый натрий и кальций. Только в отличие от противогололедных реагентов, где кроме действующих веществ и ингибиторов коррозии, как правило, ничего нет, в таких экспериментальных средствах куча совершенно ненужных для этих целей добавок», – пояснила Климентова.
Песок, соль, современные аналоги: вечная борьба
В России с гололедом боролись более традиционными способами, а не гастрономическими. Их два: песко-соляная смесь и альтернативные противогололедные материалы.
Состав из соли и песка некоторые регионы считают эффективным. Соль действительно плавит лед, но до –12 градусов. Песок позволяет меньше скользить по ледяным накатам.
Однако экологи негативно оценивают последствия, с которым сталкиваются города после применения соли и песка. Песок со временем превращается в пыль и, так или иначе, оседает в легких, а власти городов получают проблему в виде забитых остатками песка ливневок. Техническая соль неблагоприятно воздействует на почву и зеленые насаждения.
Споры о том, стоит ли продолжать посыпать дороги песком и солью или лучше выбрать альтернативу, могут длиться годами. Однако власти некоторых мегаполисов тестируют на проблемных участках современные притовогололедные смеси, и этой зимой они показали результат.
Крупные города, например Пермь и Ижевск, использовали «Бионорд», который топит лед даже при –25 градусах. По сообщениям дорожных служб, в столице Пермского края число аварий из-за ненадлежащей очистки проезжей части сократилось на 34 %. Ижевску переход на современные смеси позволил в 20 раз сократить использование соли и песка, что сделало город значительно чище. Москва использует материалы типа «Бионорд» более 10 лет, песок и соль в столице под запретом уже 20 лет. Город признают одним из самых безопасных мегаполисов с низким количеством аварий и травм из-за гололеда.
Фото: ФедералПресс / Денис Кочкин, Елена Ельцова