ПЕРМЬ, 14 декабря, ФедералПресс. АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провели совместное исследование, чтобы оценить уровень доверия россиян к различным информационным ресурсам. Своим мнением о его результатах поделился генеральный директор пермского бюро социальных коммуникаций «СЁТЬ» Иван Рябухин.
Онлайн-анкетирование прошли 3380 пользователей интернета. Согласно его результатам, 97 % опрошенных знают, что такое фейковая информация, и 63 % считают, что фейки представляют серьезную опасность. В аналогичном исследовании 2020 года опасность недостоверных новостей признавали больше опрошенных — 80 %.
Чаще всего, по мнению респондентов, фейки связаны с политической обстановкой в стране, шоу-бизнесом, немного реже – со здравоохранением, мировой политикой, экономикой и финансами.
«Хотя фейки в интернете появлялись и раньше, опасность недостоверной информации стала понятна в 2020 году с массовым появлением фейков о коронавирусе, что привело к негативным последствиям и отразилось на уровне вакцинации», – считает директор РОЦИТа Рустам Сагдатулин.
По мнению 74 % респондентов, главным источником фейков являются онлайн-СМИ, 64 % отдали свой голос за телевидение и традиционную прессу. 38 % опрошенных считают, что фейки встречаются в социальных сетях, еще реже – в мессенджерах. При этом доверие к новостям, услышанным от родственников и друзей, очень высокое: допускают недостоверность такой информации всего 5 % опрошенных.
По мнению Ивана Рябухина, генерального директора пермского бюро социальных коммуникаций «СЁТЬ», СМИ являются лишь вторичными распространителями недостоверной информации, но зачастую не являются ее источником. Исключение составляет некачественная работа журналиста, которая, приводит к искажению информации.
«Чаще всего источником фейков становятся в первую очередь мессенджеры, затем информация перекочевывает в соцсети, а затем – в СМИ. Почему мессенджеры? Потому что люди безоговорочно доверяют информации, полученной в ограниченном информационном пространстве, объединенном по тематическому или видовому признаку (например, родительский чат)», – считает эксперт.
Иван Рябухин рассказал также, что ему не раз приходилось сталкиваться с фейками в коммерческом и политическом секторе деятельности компании «СЁТЬ». По его словам, для предотвращения их появления и распространения прежде всего необходима проверка информации с опорой на проверенные источники.
«При формировании фейковой новости тоже присутствует источник, который чаще всего соединяется с триггером (пугающей деталью). Например: «В детском саду отравились все дети, кто-то умер! Коллега двоюродной сестры рассказала». Если правильно подобрана аудитория вброса (например, родители дошкольников), он сработает с вероятностью 80%. Так как люди подсознательно переносят на себя и своих детей полученную информацию и уже не стремятся к ее критическому восприятию», – отметил Иван Рябухин.
По его словам, стоит также обратить внимание на то, что у фейка всегда анонимный или полуанонимный источник, который изначально должен вызывать вопросы.
«Любые фейки наносят урон репутации в широком смысле слова. При этом они подрывают доверие к любым официальным источникам информации. Единственный действенный механизм борьбы – ранее выявление и опровержение непосредственно в группе распространения. Но если мы говорим о мессенджерах, такая схема практически нереализуема на практике», – отметил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин