ПЕРМЬ, 10 августа, ФедералПресс. Эксперты считают, что видеохостинг не оставляет шансов пользователям защищать свои права из-за отсутствия официального представительства и несоблюдения закона «о приземлении».
Видеохостинг YouTube, которым владеет компания Google, находится вне юрисдикции России, так как представительство в нашей стране отсутствует. Эксперты считают, что это способствует безнаказанному распространению фейковой и деструктивной информации, а еще не позволяет россиянам полноценно защищать свои цифровые права.
Отсутствие представительства YouTube в России, а значит, физического и юридического присутствия на территории страны, дает возможность видеохостингу игнорировать штрафы, жалобы и решения судов. В таком случае при нарушении прав пользователи могут рассчитывать только на то, что их жалоба будет рассмотрена модераторами площадки. Однако сами зарубежные издания сообщают, что модерация на видеохостинге является непрозрачной и нарушает права. Так, The Wall Street Journal по результатам независимого исследования сообщил, что более 70 % видео, рекомендуемых YouTube, не соответствуют внутренним нормам видеохостинга. За 10 месяцев эксперимента 37 тысяч добровольцев из 91 страны отметили более 3 тысяч роликов, содержащих фейки о политических процессах и COVID-19, ненавистнические высказывания или материалы сексуального характера. При этом заблокированы были только 200 из них.
Российские каналы на площадке продолжают притеснять – многие из них удаляются без объяснения причин. Среди них оказались ГТРК «Башкортостан», «Вайнах» и еще более 60 СМИ. Удаляются и каналы блогеров: пранкеров Вована и Лексуса, ведущего Тиграна Кеосаяна, журналиста Антона Красовского и других.
Некоторые организации не сдаются и отстаивают свои права, как сделало издание «Царьград». Они добились ареста средств Google в размере 1 млрд рублей, сообщает «Интерфакс». Однако для этого пришлось судиться почти два года, так как иностранная компания регулярно оспаривала вынесенные решения.
Напомним, в России действует закон «о приземлении», который позволяет пользователям быть на равных с IT-гигантами, а также применяет превентивные меры, снижающие вероятность нарушения платформой их прав и свобод. Для соблюдения закона компаниям необходимо учредить юридическое лицо в России, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи.
Закон вступил в силу 1 января, однако за это время YouTube и Google свои обязательства не выполнили. Таким образом поступили еще несколько IT-гигантов, поэтому к ним применили еще одну меру – оборотные штрафы за отказ от «приземления».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова