САМАРА, 3 апреля, ФедералПресс. На последнем заседании самарской губернской думы был поднят вопрос о распространении фейк-ньюс и источнике возникновения недостоверной информации. По мнению группы депутатов, причиной информационной волны стал твитт депутата Матвеева, в котором он описал ситуацию с жителями Новокуйбышевска, подозревающими у себя наличие COVID-19.
На состоявшемся 31 марта заседании самарской губернской думы депутатами был поднят вопрос о распространении информации, не соответствующей действительности. Поводом стало поступившее на имя Геннадия Котельникова, председателя областного парламента, письмо, подписанное персоналом Новокуйбышевской городской больницы. В нем заявлялось, что депутат Михаил Матвееев, своим постом в Twitter, опубликованном в личном аккаунте, «разместил заведомо недостоверное сообщение, которое не только нас оскорбило, но и способствовало росту беспокойства и паники у населения».
В письме указывалось, что именно написал Матвеев.
«Матвеевым М.Н. в категоричной форме было заявлено, что на территории г.о. Новокуйбышевска выявлены многочисленные факты заболевания КВИ, при этом заболевшая семья якобы безуспешно, в течение недели звонила на горячую линию, а значит дальнейшее заболевание явилось следствием нашей халатности», – пишут обратившиеся.
Далее утверждается, что твитт Матвеева – абсолютная ложь, и заболевших коронавирусной инфекцией в Новокуйбышевске нет. Письмо дублировалось на имя прокурора Самарской области, его подписало 106 сотрудников больницы.
При этом к письму не было приложено нотариально заверенных твиттов депутата (что необходимо, в случае обращения в правоохранительные органы или суд).
По мнению депутатов, которые они высказали на заседании, пост спровоцировал волну публикаций в СМИ, которые интепретировав сообщение Матвеева, частично исказили информацию.
Депутаты высказали мнение, что пост Матвеева можно отнести к так называемым фейковым новостям и в категорической форме осудили его поведение, потребовав разбора поведения на комитете по этике.
При этом полный текст поста на заседании не был предъявлен. Объяснения Матвеева, что его слова выдернули из контекста во внимание не приняли.
В итоге, позиция большинства самарской губернской думы была опубликована в ряде СМИ: депутат Матвеев распространяет неверную информацию.
Редакция «ФедералПресс» связалась с Михаилом Матвеевым и попросила его высказать свою точку зрения.
Во-первых, Матвеев подчеркнул, что в его твитте не было информации именно о новокуйбышевской больнице: «Удивительно, что многочисленные яростные публикации в СМИ, прокатившиеся в последние дни о якобы распространенном самарским депутатом от КПРФ Матвеевым «фейке» про то, что в Новокуйбышевской горбольнице врачи игнорировали обращающихся с подозрением на короновирус и туда нельзя было дозвониться, сами являются ложью и фейком, и в этом никто не хочет разобраться. Потому, что в твиттере депутата Матвеева, вот так неожиданность, даже упоминания о новокуйбышевских медработниках и их больнице не было».
Во-вторых, он подтвердил, что в размещенном посте речь шла о конкретном случае, без огульных обвинений врачей больницы. В ситуации эпидемии депутат обязан обращать внимание на опасные прецеденты. При этом Матвеев в своем твитте (полный текст) как раз и указывал, что официального подтверждения заболевания нет и он собирается разобраться в ситуации.
«В цитируемом твитте речь шла о невозможности реальной новокуйбышевской семьи, у главы которой как сообщали СМИ, действительно первоначальный тест на момент публикации показал положительный результат, в течение нескольких дней дозвониться до горячей линии, указанной на сайте облправительства, где работал автоотвечик. И никакой не новокуйбышевской больницы, «медработников» не упоминалось. И, слава Богу, что повторный тест был отрицательный. А если бы нет? С учетом того, что как сообщали СМИ со ссылкой на эту семью, люди ходили на работу. Депутаты не должны задавать вопросы? Причем, в моем твиттере подчеркивалось, что официально факт заболевания в Новокуйбышевске не подтвержден. И ни слова в адрес врачей, которых затем зачем-то втянули в эту провокацию и которыми, видимо, прикрылись чиновники, ответственные за работу горячей линии. И переводящие тему от разбирательства с ними в формат «сам дурак»», – заявляет депутат.
При этом Матвеев четко указал источник получения первоначальной информации, она прозвучала на официальном мероприятии от лица, облеченного доверием избирателей. Таким образом, сомневаться в достоверности не приходилось.
«Информация о ситуации в Новокуйбышевске была не в подворотне подслушана, её огласил на официальном мероприятии – совете самарской губернской думы председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку Юрий Шевцов, депутат из Новокуйбышевска. Как вы понимаете, должность Шевцова не подразумевает шуток, тем более это бывший первый зампрокурора области, человек серьёзный. И абсолютно правильно он сделал, что поднял этот вопрос на совете, потому, что бардак в условиях пандемии - самое страшное, что может быть», - рассказал Матвеев.
Более того, задолго до размещения информации в Twitter, она была опубликована в 4 самарских и новокуйбышевских СМИ (сетевые издания). В комментариях шло бурное обсуждение. Например, новокуйбышевское издание «Город Нск», опубликовавшее утром 24 марта статью «Короновирус в Новокуйбышевске. Спасибо за честность и смелость» потом с гордостью говорило, что материал вызвал бурную реакцию в городском сообществе. К утру 26 марта его прочитали свыше 5000 человек, 217 объявили «лайки», 172-оставили комментарии».
Таким образом, если в Новокуйбышевске и возникла паника, то первопричиной ее был не пост Матвеева, так как к этому времени город был проинформирован, что есть опасность заражения COVID-19.
«На заседании думы я хотел разобраться с информацией Юрия Шевцова. Именно об этом мы договорились на совете думы, внеся в повестку вопрос о мерах, принимаемых в Самарской области по противодействию короновирусной инфекции», – проясняет Матвеев.
Но, по его словам, вместо этого на заседании думы 31 марта началось какое-то политическое шоу вокруг публикаций в твиттере. По мнению Матвеева, объяснить такое поведение можно только тем, что он как известный оппозиционный депутат, говорит много неприятных власти вещей.
«Да, я задаю неудобные вопросы. Например: почему два месяца не закрывали границы, насыщая страну все новыми и новыми носителями, а сейчас регионы должны эту ошибку путем обрушения своей экономики устранять? Где маски, которые в пандемию вообще бесплатно надо раздавать, а их и за деньги дефицит? Где желающие, пусть платно, могут пройти тесты? Кто будет платить зарплату разоряющимся малым предприятиям? Где мораторий на оплату услуг ЖКХ? На большинство вопросов, кстати, письменно переданных депутатами нашей фракции к заседанию, по существу ответов так и нет», – рассказывает депутат.
В итоге, вместо конструктивного диалога и предложений по устранению недостатков в работе горячей линии и информировании жителей города, а также подробного выяснения, что в конце концов на самом деле произошло с семьей из Новокуйбышевска, депутаты эмоционально обсуждали проблему фейк-ньюс.
При этом формулировка закона действительно расплывчата, ответственность разной степени предусмотрена за распространение «недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности». Как отмечаю специалисты, под эту статью может попасть любой, в том числе и представитель законодательной или исполнительной власти, просто неудачно сформулировав свое высказывание.
Отличие фейк-ньюс от новости заключается в том, что не указан четкий источник, информация создана намеренно и искусственно, без фактического основания. В случае Михаила Матвеева эти пункты не применимы.
В итоге, депутата, за попытку разобраться в сложной ситуации, которая могла стать потенциально опасной в условиях объявленной эпидемии, приглашают для пояснения обстоятельств в СКР и МВД. Но о проверке других СМИ, с многотысячной аудиторией, которые распространили информацию ранее, нигде не заявлено.
По словам Матвеева, это все больше начинает походить на попытку давления определенной группы людей: «Под шумок скандала о «фейках депутатов про новокуйбышевских врачей» так никто и не пояснил: действительно ли так устроена горячая линия, что там общение идёт с автоответчиком? Очень много вопросов. И, согласитесь, очень важных для людей. Кому как не депутатам их задавать? Сообщают, что поставлена политическая задача, ищут зацепку, чтобы возбудить уголовное дело и показательно продемонстрировать расправу над активным депутатом, да ещё и КПРФ, показать, как власть жестко борется с распусканием слухов, всем закрыли рты, кто критикует, и какие они молодцы. Это что такое? Может, вы сначала разберетесь с теми ситуациями, на которые депутаты вам обращают внимание, а не будете высасывать из пальца то, чего нет?»
Всем здоровья, сидите дома!
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин