ЕКАТЕРИНБУРГ, 26 января, ФедералПресс. Строительные отходы в общем объеме накапливаемого за год мусора занимают немалую часть как в России, так и в Свердловской области. Но в регионе задумались, как сделать так, чтобы таких отходов на законные и незаконные полигоны отправлять меньше. Одно из решений – рециклинг уже непригодного бетона, кирпича, щебня и прочего мусора.
В России ежегодно накапливается от 6 до 8,5 миллиарда тонн отходов, следует из данных Минприроды и Росприроднадзора разных годов. Сюда входят отходы производств, а также коммунальный и строительный мусор и прочее сырье.
Производственные отходы самые внушительные, миллиарды тонн мусора приходятся именно на эту категорию. Коммунальных отходов образуется меньше. Объем накопленных ТКО из года в год варьируется от 50 до 70 миллионов тонн.
Статистика по строительному мусору – непригодными для использования бетону, кирпичу, железобетону и щебню – выглядит чуть лучше. За год в России накапливается от 15 до 17 млн тонн таких отходов. Свердловская область накапливает около 300 тысяч тонн стройотходов.
Но, судя по тенденциям в строительной отрасли, объем такого мусора в регионе будет оставаться либо на таком же уровне, либо вырастет. Во-первых, строят сейчас гораздо больше, чем раньше. Во-вторых, потихоньку разгоняются программы реновации и комплексного развития территорий – в городах будут чаще и больше сносить аварийные жилые и нежилые помещения, и объемы мусора только увеличатся.
Но проблема со строительным мусором не только в его объемах. Его, как и коммунальные отходы, тоже нужно куда-то вывозить, где-то сортировать и перерабатывать. Современные строительные и экологические нормы разрешают захоранивать строительные отходы – вывозить на свалки и полигоны. Но это в перспективе тоже несет вред экологии: площади складирования стройотходов увеличиваются, а рекультивация таких полигонов нередко откладывается на годы вперед.
Еще одно проблема со строительным мусором – несанкционированные свалки. Это как крупные полигоны, которые со временем начинают самовозгораться и тлеть, как, например, незаконная свалка в Екатеринбурге на Уралмаше, так и мелкие участки со стройотходами по всей Свердловской области.
Для небольших городов региона строительные отходы тоже головная боль. Ранее о ситуации с таким мусором говорил, например, глава Сысерти Дмитрий Нисковских. По его словам, в городе и близлежащих селах после строительных работ накапливаются внушительные объемы мусора. Но вывозить их в другие города на переработку дорого.
Впрочем, все эти проблемы решить можно, уверены экологи и активисты. Один из способов – наладить инфраструктуру для переработки строительного сырья.
В пример здесь можно привести строительные компании. Так, один из крупнейших подобных холдингов на Урале «Атомстройкомплекс» за десятилетия накопил опыт использования в производстве вторичных стройотходов. Завод «Теплит» холдинга «Атомстройкомплекс-Производство» в Ревде производит газобетонные стеновые блоки из золы-уноса с Рефтинской ГРЭС. На сысертских заводах «АТОМ Цемент» и «Известь Сысерти» есть решения по грамотному использованию известняка – без образования отвалов.
Подспорьем могут стать и строящиеся в регионе мусоросортировочные комплексы. Да, в основном на них будут отправлять коммунальные отходы, но заводы готовы открывать участки и для крупного строительного мусора. Одну из таких линий для утилизации мебели и деревянных конструкций планируют запустить на МСК для коммунального мусора в Екатеринбурге. А в соседней Тюмени подобный участок в структуре комплекса уже успешно работает.
«Бережное отношение к природе неотделимо от построения инфраструктуры рециклинга. В Свердловской области для этого есть существенный задел. При вводе новых мощностей по сортировке ТКО и использовании потенциала строительной индустрии регион сможет подойти к максимальной вторичной переработке строительных отходов. В ближайшие два-три года на Среднем Урала произойдет естественное увеличение мощностей по переработке такого мусора», – прокомментировал сопредседатель экологического объединения «Зеленый щит», главный редактор ИА «Уральский меридиан» Александр Аникин.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова