ЕКАТЕРИНБУРГ, 14 сентября, ФедералПресс. Разрабатывать многокилометровые карьеры с песком и щебнем для дорожного строительства – уже обычное дело. Между тем при ремонте трасс можно использовать и вторсырье, ради которого не нужно наносить вред природе. Опытом применения вторичных материалов на стройке поделились свердловские дорожники.
Для ремонта и строительства дорог в Свердловской области в 2023 году потребовалось более 2 млн тонн щебня и 700 тысяч тонн песка. И то, и другое добывают на многокилометровых карьерах.
Чтобы снизить нагрузку на землю и не оставить потомкам очередной Уральский Марс (бывший глиняный карьер под Богдановичем), дорожники стараются использовать как можно больше вторсырья. Это могут быть и отходы металлургических производств, и переработанные автопокрышки. Также изучают возможность использовать в этом деле пластик, стекло, углеволокно, другие ресурсы.
«В дорожных работах используются материалы в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, в том числе дорожно-строительные материалы из техногенных отходов. Например, щебень из шлаков – отходов металлургического производства – для дорожного строительства выпускается по ГОСТ 3344-83, которым определяются параметры не только щебня, но и шлакового песка для дорожного хозяйства», – поясняет начальник лаборатории качества управления автодорог Свердловской области Антон Втюрин.
Еще один пример – сырье из автомобильных шин. Дорожники обычно используют резиновую крошку: она применяется как вяжущий материал в асфальтобетонных покрытиях.
Нужен в отрасли и органический грунт – в основном для засыпки уже выработанных карьеров. На Урале остается мало земель для использования в дорожно-строительной отрасли, поэтому грунт, пригодный для этих целей, придется производить своими силами.
Производство техногрунтов планируют наладить на мусоросортировочных предприятиях в Нижнем Тагиле, Краснотурьинске и под Екатеринбургом. Для этого там строят участки компостирования – герметичные камеры, в которых при особых климатических условиях будут перегнивать органические отходы. Нижнетагильский и карснотурьинский участки со следующего года смогут производить более 70 тысяч тонн компоста ежегодно, площадка под Екатеринбургом – 180 тысяч тонн. Такие объемы сопоставимы с 85 гектарами природных земель.
«Природоохранная деятельность неотделима от ресурсосбережения. Одним из направлений этой работы является замещение природных материалов на вторичные ресурсы. Национальный проект «Экология» и глава региона Евгений Куйвашев нацеливают на бережное отношение к природному комплексу Урала, на его сохранение. Использование новых технологий по переработке отходов является ключевым направлением», – комментировал ранее министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Денис Мамонтов.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Аблицова