ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 марта, ФедералПресс. Сегодня исполняется 70 лет со дня смерти генсека КПСС Иосифа Сталина, который почти тридцать лет правил в Советском Союзе. Его кончина стала настоящим потрясением для жителей страны. Материалы о том, как встретили смерть Сталина в Свердловской области, изучил корреспондент «ФедералПресс».
О смерти Сталина советским людям объявили утром 6 марта 1953 года – практически сразу на всех крупных предприятиях Свердловской области прошли траурные митинги. Ораторы из числа руководства и рабочих-активистов обещали, что «недалеко то будущее, за которое отдал свою жизнь товарищ Сталин». «Мы, советские люди, выполним задачу, которую он поставил перед нами: построим коммунизм», – цитировал «Уральский рабочий» некоего карусельщика Уралмашзавода.
«Колышутся знамена. Рабочие несут портреты И. В. Сталина. Траурные рамки вновь и вновь напоминают, что его уже нет в живых», – описывала та же газета типичный митинг.
Наряду с простыми рабочими выступали и известные уральцы: директор Уралмашзавода Константин Виноградов, директор ПНТЗ Яков Осадчий, Герой Советского Союза Николай Сыромятников. Стихи на смерть Сталина написали популярные уральские поэты Михаил Пилипенко и Елена Хоринская, а ректор УрГУ, химик Григорий Чуфаров посвятил ему статью под названием «Корифей науки».
Уже 9 марта уральцев снова собрали – на этот раз, чтобы прослушать по радио трансляцию похорон Сталина.
«Остановились трансмиссии, станки на заводах Серова, поезда с углем в Карпинске и Лесной Волчанке, оленьи упряжки охотников», – в эпическом стиле описывал траурный день «Уральский рабочий».
Согласно официозным публикациям, уральцы в едином порыве брали на себя обязательства в честь Сталина увеличивать планы производства алюминия, меди, угля и другой продукции. Впрочем, некоторые относились к такому энтузиазму иронически. Например, мастер металлургического завода в Алапаевске Алексей Белоусов в ответ на предложение починить по случаю смерти вождя сломанный компрессор сказал: «Пусть бы он умер раньше, тогда бы и компрессор починили раньше». В «органах» юмор не оценили, и Белоусов получил десять лет лагерей за антисоветскую агитацию.
Очевидной темой для обсуждения «на кухне» стали преемники Сталина. Филолог Григорий Тамарченко, преподававший в то время в УрГУ, вспоминал, как его жена «ревела со страху», поскольку «боялась, что власть перейдет к [члену политбюро ЦК КПСС Лаврентию] Берии и будет еще хуже». В газетах утверждалось, что уральцы «с огромным вниманием приступили к изучению» речей «верных соратников Сталина» – в первую очередь Берии и нового главы правительства Георгия Маленкова. Уже летом Берия будет расстрелян, а те же газеты будут «клеймить позором предателя и перерожденца».
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о громких политических процессах 1930-х годов в Свердловской области.
Фото: РИА Новости / РИА Новости