ЧЕЛЯБИНСК, 29 декабря, ФедералПресс. 30 лет инклюзивному образованию в ЧелГУ и на Южном Урале, подготовка работодателей – кураторов практик, онлайн-курсы для выпускников с инвалидностью, расширяющие возможности их трудоустройства – это и многое другое среди достижений РУМЦ ЧелГУ в уходящем году.
В этом году Челябинский государственный университет отметил значимую дату – 30-летие инклюзивного образования в университете и на Южном Урале. На торжественном мероприятии в Законодательном собрании Челябинской области собралось более 100 человек, среди них руководители областного парламента, региональных министерств, вузов-партнеров ЧелГУ из Челябинской, Свердловской и Курганской областей, колледжей и школ, общественных организаций инвалидов, а также студенты и выпускники ЧелГУ, имеющие инвалидность. Встреча стала очередным шагом к построению региональной системы непрерывного инклюзивного образования.
Цель деятельности РУМЦ ЧелГУ, который успешно работает с 2017 года, состоит в повышении доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузах Челябинской, Свердловской и Курганской областей. На сегодняшний день в число вузов-партнеров РУМЦ ЧелГУ входит 29 образовательных организаций высшего образования. Все головные вузы Челябинской, Свердловской и Курганской областей, учредителем которых является Минобрнауки России, заключили соглашения с ЧелГУ.
За пять лет работы численность студентов в вузах партнерской сети РУМЦ ЧелГУ выросла на 40 %, больше стало обучающихся с различными видами нарушений здоровья, требующими создания специальных условий. В Челябинском государственном университете и его филиалах сегодня на всех факультетах и институтах обучается 135 человек.
В 2022 году на обучение в вузы партнерской сети поступило 254 молодых человека с инвалидностью, по сравнению с предыдущим годом их число выросло на 8,5 %. Это является результатом системной профориентационной работы.
«Для школьников с инвалидностью наибольшую значимость имеют мероприятия, которые дают информацию о возможностях получения высшего образования, выборе будущей профессии, а самое главное – мотивируют на продолжение образования, – комментирует начальник РУМЦ Дарья Романенкова. – В этом году мы провели профориентационные мероприятия в различных форматах: мотивационные тренинги, онлайн-встречи, профориентационное тестирование с целью формирования профессиональной и карьерной траектории. Особо следует отметить специальную довузовскую подготовку, ориентированную на адаптацию будущих студентов к условиям инклюзивного образования и их общеобразовательную подготовку – в этом году на такое обучение принято 20 человек. РУМЦ решает задачи повышения информированности школьников с инвалидностью и ОВЗ о возможностях и условиях получения высшего образования и осознанного выбора направления подготовки с учетом нарушений здоровья и потребностей регионального рынка труда. В 2022 году в профориентационных мероприятиях, которые проводились ресурсным центром ЧелГУ при участии вузов-партнеров, приняли участие более 300 человек: среди них старшеклассники с ОВЗ и инвалидностью, студенты колледжей, ориентированные на получение высшего образования, их родители, педагоги и другие».
Вопросы содействия трудоустройству – один из ключевых в деятельности РУМЦ ЧелГУ. От эффективности трудоустройства выпускников во многом зависит эффективность системы инклюзивного образования как социального института. В 2022 году более сотни человек завершили обучение в вузах партнерской сети и получили дипломы о высшем образовании. 67,9 % из них уже трудоустроились, причем более 70 % по полученной в вузе специальности.
Студенты выпускных курсов и выпускники смогли расширить возможности занятости и трудоустройства через прохождение онлайн-курса по продвижению личного бренда в социальных сетях. Удостоверение о повышении квалификации получили 57 человек из 15 вузов-партнеров и ЧелГУ. Обучение дало им не только умение применять возможности современных социальных медиа, но и обзаводиться полезными связями, хорошей репутацией, привлекать работодателей, клиентов, партнеров, инвесторов и просто новых знакомых
Подготовка к работе в условиях инклюзии, развитие инклюзивной культуры является актуальной задачей. Готовность вузов к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, к сожалению, пока по-прежнему не достаточна. Поэтому РУМЦ ЧелГУ реализует ряд программ дополнительного профессионального образования по различным аспектам инклюзивного образования. В этом году по программам дополнительного профессионального образования обучено более 360 человек: это преподаватели и сотрудников вузов-партнеров, кураторы практик обучающихся с инвалидностью из числа работодателей и др.
ЧелГУ – крупнейшая площадка проведения регионального чемпионата по профессиональному мастерству среду людей с инвалидностью «Абилимпикс – Южный Урал». В этом году на базе университета прошли соревнования по девяти компетенциям, ориентированным на высшее образование, участниками которых стали более 70 человек из числа студентов вузов и колледжей, школьников, специалистов.
«Мы уже наметили перспективы на следующий год, – заключила Дарья Романенкова. – В ближайших планах: расширение региональной партнерской сети, работа со школьниками и студентами колледжей по формированию их карьерной траектории, сопровождение инклюзивного обучения лиц с инвалидностью и развитие инклюзивной культуры».
Получить консультацию по вопросам поступления лиц с инвалидностью в вузы, получения ими высшего образования и трудоустройства можно в течение года. Звонки жителей Челябинской, Свердловской и Курганской областей принимаются по телефонам call-центра: 8-800-302-71-55 или +7 (351) 799-71-55.
Фото: пресс-служба ЧелГУ