МОСКВА, 9 октября, ФедералПресс. Существующие в различных регионах России нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) сильно различаются между собой.
Об этом заявил сегодня уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
По его словам, в регионах нормативы образования ТКО для продовольственных магазинов разнятся между собой в 248 раз, для супермаркетов – в 120 раз, для автомастерских – в 661 раз, для продовольственных рынков, для кафе и ресторанов – в 130 раз. В результате плата за вывоз ТКО руководители компаний в стоимость продаваемых ими товаров и продуктов питания.
Как отметила директор Института экономики роста имени П. Столыпина Анастасия Алехнович, в 2018 году образование ТКО в России достигало в среднем 100,027 тыс. тонн в день, тогда как в Германии – 127,816 тысяч, во Франции – 90,493 тысяч, в США – 624,7 тысяч. Однако степень переработки отходов в России достигала 7 %, в Германии же – 47 %, Франции – 21 %, а в США – 23,8 %. Очевидно сильное отставание России от развитых стран по уровню утилизации отходов.
Алехнович констатировала, что реализуемая в России мусорная реформа отличается рядом недостатков. Среди них – отсутствие экономической обоснованности для нормативов накопления ТКО и тарифов услуг региональных операторов, на которых возложены сбор и переработка мусора, отсутствие видимых результатов в сфере раздельного сбора отходов и строительства заводов по их утилизации.
Кроме того, сегодня действует экономическая модель, согласно которой региональные операторы платят владельцам полигонов за прием и складирование ТКО. Следовательно, у них нет мотивации для вывоза отходов на легальные свалки, из-за чего они часто просто выбрасывают накопленный в непредусмотренных для этого местах.
Также в России не хватает современных мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих заводов.
Именно поэтому необходимо в корне изменить вектор реализации мусорной реформы, сделав ее основным звеном хабы по приемке, сортировке и переработке. Такие хабы, по словам Анастасии Алехнович, должны платить сборщикам за привезенные отходы, причем тарифы можно устанавливать различные в зависимости от их состояния: за несортированные отходы можно устанавливать более низкие тарифы, за сортированные – более высокие.
В результате хабы будут напрямую заинтересованы в поиске оптимального способа переработки и утилизации отходов: часть из них может быть использована для производства полезных изделий (резиновых покрытий, пластика, крафтовой бумаги), часть же – сожжена или спрессована и захоронена на специальных полигонах.
Для полноценной работы мусорной реформы и появления хабов необходимо предоставить налогоплательщикам льготы: так, звучат предложения о финансовой поддержке предприятий, непосредственно связанных с процессом переработки отходов, и снижении налоговой нагрузки на предпринимателей на сумму, эквивалентную затратам на внедрение перерабатывающих технологий. В числе прочих возможных послаблений – отмена НДС на переработанные товары. Помимо стимулирования руководства компаний можно также организовать систему покупки у населения стекла, бумаги и пластика путем налогового вычета. Внедрение раздельного сбора невозможно также без единой классификации отходов.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева