РАНХиГС и Института Гайдара опубликовали новый выпуск «Мониторинга экономической ситуации в России». В нем эксперты рассмотрели плановый бюджет, платежный баланс, а также промышленность, сельское хозяйство и здравоохранение. Несмотря на текущий рост в большинстве сфер, аналитики предупреждают о снижении показателей в ближайшее время.
Госдума в первом чтении приняла проект федерального бюджета на 2020 год, а также плановый период 2021-2022 годов. Эксперты отметили, что приоритетом бюджетной политики на указанный период будет оставаться бюджетная сбалансированность.
В плане указано, что к 2020 году номинальный рост доходов бюджета вырастет на 9,3 % в сравнении с уровнем 2019 года. При этом доходы станут меньше при пересчете в доли от ВВП: с 18,5 % в 2019 году до 17,2 % в 2022 году. Минфин рассчитывает, что нефтегазовые доходы в ближайшие три года будут устойчиво сокращаться. Это должно произойти из-за отставания темпов роста добычи нефти от динамики ВВП, кроме того, мировые цены на нефть, вероятнее всего, также будут падать.
Что касается расходной части бюджета, в прошлом году она оказалась минимальной за последние десять лет – 16,1 % ВВП. Это произошло из-за следования правилу бюджетной сбалансированности, а также небольшого изменения структуры бюджетных расходов. В таких условиях можно рассчитывать на дополнительный прирост ВВП в размере 0,5 процентных пункта. Однако этим позитивные эффекты от введения бюджетного правила, вероятно, ограничатся. Также специалисты оценили дальнейшее соблюдение бюджетного правила как маловероятное.
«При текущем уровне функций государства и масштабах госсектора для достижения национальных целей необходимо увеличивать расходы федерального бюджета уже в период 2020-2022 годов на 0,5-0,7 процентных пункта ВВП ежегодно в пользу инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру», – резюмировал ведущий научный сотрудник Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара Илья Соколов.
По предварительной оценке Центробанка, в III квартале 2019 года в платежном балансе сальдо счета текущих операций (разница между экспортом и импортом, чистый доход от инвестиций) достигло 12,9 млрд долларов, что несколько больше значения в предыдущем квартале (10,6 млрд). Однако на тот же период 2018 года сальдо составило 27,4 млрд долларов. Основная причина резкого падения, по мнению экспертов, заключается в существенном ухудшении баланса внешней торговли товарами. За год этот показатель упал на 23 %. В противовес этому регулятор зафиксировал значительное снижение чистого оттока капитала частного сектора с 18,8 млрд долларов в III квартале 2018 года до 1,4 млрд в таком же периоде этого года.
Заведующая лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара, старший научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Александра Божечкова считает, что до конца этого года можно ожидать увеличение сальдо счета текущих операций. На это могут повлиять смягчение монетарной политики нескольких развитых стран, а также рост привлекательности инвестиций в российскую экономику. «Против платежного баланса могут сыграть такие факторы, как снижение цен на энергоносители, нестабильность в мировой экономике и возможное усиление санкций», – пояснила Божечкова.
В части исследования российской промышленности авторы мониторинга отметили рост как в добывающей, так и в обрабатывающих сферах. Однако по большей части он был обусловлен благоприятной конъюнктурой.
В рост обрабатывающей промышленности существенный вклад внесла пищевая отрасль. В сравнении с прошлым годом в сельском хозяйстве увеличились урожай зерна, зернобобовых, картофеля и овощей. Химическое производство увеличило обороты в основном из-за фармацевтики, спрос на которую возрос со стороны Казахстана, Белоруссии и Узбекистана. Предприятия также увеличили объемы производства стройматериалов. Рост металлургической отрасли эксперты связали с формированием запасов материалов в строительной сфере, которые будут использоваться для реализации будущих проектов.
Тем не менее заявлять о том, что подобная положительная динамика сохранится, пока не стоит. Заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры научного направления «Реальный сектор» Института Гайдара Андрей Каукин считает, что увеличение выпуска в ряде отраслей в последние месяцы было во многом обусловлено благоприятной конъюнктурой. Однако при сокращении внутреннего спроса рост может прекратиться. Снижение спроса косвенно следует из снижения оборотов оптовой торговли на 2,1 %.
Эксперты также проанализировали изменения, подготовленные для внесения в госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2025 годы, а также изменения в госпрограмму развития сельских территорий. В последней было предусмотрено увеличение бюджета на развитие сельских территорий с 79 до 1057 млрд рублей (в 13,4 раза). Аналитики отметили, что исходя из проекта бюджета на 2021-2022 года, финансирование предлагается урезать в четыре раза от планового уровня. Намеченные мероприятия в этой сфере реализовать, разумеется, не получится.
«После принятия госпрограммы включенные в нее статьи расходов должны быть защищены в течение всего периода ее реализации. Если же фактические объемы финансирования уменьшаются в несколько раз, то госпрограмма, по логике, подлежит пересмотру», – отметил главный научный сотрудник лаборатории аграрной политики Института Гайдара Василий Узун.
Также в госпрограмме намечены более скромные показатели роста валового выпуска сельского хозяйства – на 15,1 % за восемь лет (с 2017 по 2025 годы). Вместе с этим составители программы наметили значительный рост экспорта и темпов импортозамещения. По мнению авторов исследования, возникший дисбаланс приведет к недостижению целей госпрограммы по экспорту и импортозамещению. Если же цели все-таки будут выполнены, то это приведет к внутренние потребности в сельхозпродукции не смогут быть полностью удовлетворены.
Аналитики из РАНХиГС и Института Гайдара уделили внимание рынку фармацевтических средств. По их мнению, доступность лекарственных средств остается низкой и население вынуждено оплачивать более половины всех расходов из личных финансов. Планирование госзакупок в этой сфере затруднено из-за неравномерной доступности лекарств на территориях России. К примеру, по состоянию на 2017 год, в некоторых субъектах расходы на приобретение орфанных («сиротских») препаратов составляли более 1,5 млн рублей на 10 тысяч человек, а в других – менее 300 тыс. рублей.
По мнению директора Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Владимира Назарова, необходимо принять меры для снижения разницы в доступности лекарств. В частности, предлагается расширить ассортимент рецептурных лекарственных препаратов по списку «с учетом клинической и экономической эффективности их применения, независимый контроль обоснованности назначений».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин