МОСКВА, 14 мая, ФедералПресс. Президент Владимир Путин предложил направить в авиастроительную отрасль России дополнительные финансовые средства, в том числе, выделенные на реализацию национальных проектов, чтобы максимально загрузить производственные мощности предприятий авиастроения. Такое заявление он сделал на расширенном совещании по вопросам поддержки авиапромышленности.
Путин признал, что наибольший экономический ущерб, связанный с пандемией коронавируса, пришелся на гражданскую авиацию. Объем перевозок на внутренних рейсах сократился на 85 процентов. Авиакомпаниям направлена господдержка на сумму 23 млрд рублей, еще 11 млрд выделено аэропортам. Но даже с учетом этого, не приходится ожидать, что авиапредприятия в ближайшие два года будут направлять средства на обновление своего авиапарка. Поэтому акцент сегодня, по мнению президента, необходимо сделать на повышение спроса со стороны государственных структур. В частности, президент предложил рассмотреть варианты закупки новых грузовых самолетов для «Почты России», пересмотреть планы обновления авиатехники нефтегазовым компаниям, ускорить реализацию гособоронзаказа.
«У нас в рамках реализации национальных проектов, госпрограмм запланированы закупки авиационной техники. Предлагаю сдвинуть их, что называется, «влево» по графику, осуществить опережающим образом, для того чтобы обеспечить загрузкой наши предприятия именно сейчас, в трудное для них время. Речь, в том числе, идет о 66 вертолетах в рамках программы развития санитарной авиации», – отметил глава государства.
Также он поручил правительству разработать новую лизинговую программу поддержки самолетостроения, которая должна обеспечить выпуск в течение ближайших двух лет 59 новых гражданских самолетов. Программа призвана повысить заинтересованность авиаперевозчиков в приобретении отечественной авиатехники и обеспечить загрузку авиационных предприятий. По мнению главы государства, это ответственная задача, которая позволит модернизировать отечественное машиностроение и создать тысячи новых высокооплачиваемых мест, продвинуть на рынок современные модели отечественных самолетов. Планируется, что реализация программы обеспечит предоставление лизинговым компаниям государственные гарантии, а также субсидии, что позволит снизить стоимость летного часа российских самолетов для эксплуатирующих компаний.
Вице-премьер Юрий Борисов проинформировал главу государства и участников совещания о том, что для развития авиационной отрасли помимо реализации лизинговых программ, требуется ее серьезное финансовое оздоровление. Задолженность Объединенной авиастроительной компании сегодня превышает 400 млрд рублей, только на обслуживание долга отрасль расходует ежегодно свыше 30 млрд. Правительством разрабатывается несколько сценариев решения этой задачи. В частотности, предлагается докапитализировать компанию и реструктуризировать на 15 лет проблемные долги, необходимо в ближайшие пять лет провести управленческую оптимизацию и трансформацию научно-конструкторского блока, избавиться от непрофильных активов. Эти мероприятия позволят сэкономить не менее 317 млрд рублей. Помимо этого, необходимо ускорить реализацию инвестиционных программ, предусматривающих наращивание производственных возможностей компании по выпуску самолетов МС‑21, Ил‑114 и других моделей.
Фото: ФедералПресс/ Андрей Гусий