ЕКАТЕРИНБУРГ, 10 октября, ФедералПресс. Скоро в Севастополе для ценителей искусства распахнет двери новый Театр оперы и балета. Данный объект строится на мысе Хрустальный между Карантинной и Артиллерийской бухтами на площади 2,83 гектара по проекту компании «Метрополис» – единственного в России обладателя семи инженерных «Оскаров» 100+ AWARDS. О сложных и уникальных архитектурных и конструктивных решениях проекта в интервью в открытой студии «ФедералПресс» на площадке 100+ TechnoBuild рассказали представители «Метрополис» – глава отдела Конструктивных решений Алексей Кущенко и руководитель группы Технологических решений Александр Суменков.
Театр оперы и балета в Севастополе является частью одного из реализуемых в России культурно-образовательных кластеров в рамках нацпроекта «Культура». Строительство таких кластеров началось в 2018 году по поручению президента России и продолжается сейчас во Владивостоке, Кемерове, Калининграде и Севастополе. Культурно-образовательные кластеры в 4 городах страны выступают необходимым дополнением государственных и муниципальных учреждений культуры и искусств. В севастопольский кластер также вошла построенная недалеко от театра Хореографическая академия. Её двери открылись для юных артистов еще осенью 2024 года.
Заказчик проекта театра – фонд «Национальное культурное наследие», учредителями которого являются Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Мариинский и Большой театры. Архитектурная концепция здания была выполнена известным австрийским бюро Coop Himmelb(l)au под руководством Вольфа Прикса. Компания «Метрополис» выступает в роли генерального проектировщика, осуществляя архитектурно-строительное проектирование, проектирование внутренних инженерных систем и внутриплощадочных сетей на стадиях Концепции, Проектной и Рабочей документации, а также авторского надзора. Как отметил Алексей Кущенко, Крым представляет собой сейсмически активную зону, к тому же отличающуюся специфичностью грунтов, поэтому перед проектировщиком стояла первоочередная задача по обеспечению надежности и безопасности объекта. В итоге каждый фрагмент фасада был представлен в виде отдельной независимой части для исключения проблем при сейсмическом воздействии.
«Необходимо было сохранить ту красоту здания, которую создали архитекторы, при одновременном обеспечении подвижности конструкции с учетом имеющихся передовых методов сейсмической защиты. Это была сложная задача, но мы с ней успешно справились», – говорит Алексей Кущенко.
В качестве фундаментов здания запроектированы монолитные железобетонные плиты на естественном основании толщиной 500, 1000 и 1600 мм из бетона класса В30. Основные несущие конструкции выполнены в виде железобетонного каркаса и закрепленных к нему стальных пространственных конструкций. В решениях фасадов применено многослойное стекло, сочетающее солнцезащитные и энергосберегающие функции. Необычная волнообразная крыша, представляющая собой единый архитектурный элемент длиной более 100 метров, запроектирована с учетом 30 подвижных опор, каждая из которых выдерживает вес, превышающий тысячу тонн.
![]()
«Это уникальное решение, это подвиг всех, кто участвовал в этом решении, потому что такие опоры в нашей стране пока еще не строились. Помимо этого, были спроектированы более тысячи индивидуальных узлов металлической конструкции, каждый из которых уникален», – поделился Алексей Кущенко.
В итоге спроектированное командой «Метрополис» здание – монументальное с одной стороны, но лёгкое и даже воздушное с другой – получилось максимально комфортным и удобным для организации многозадачного творческого процесса. «Летящая» форма театра, словно звуки вечной музыки, парит над черноморским побережьем.
В разработке этого уникального и технически сложного проекта в совокупности участвовало более 100 специалистов компании «Метрополис», включая свыше 20 конструкторов. Благодаря слаженной и высокопрофессиональной работе они смогли воплотить в жизнь идею нового театра.
«Успех проекта – в слаженной работе команды, живущей одной идеей, одной задачей, – говорит руководитель отдела Конструктивных решений «Метрополис». – Самое главное в этом проекте было преодолеть большое количество вызовов, стоящих не только перед специалистами нашей команды, но и перед подрядчиками в числе заводов-изготовителей всех конструкций и строителей на площадке. Взаимоотношение на всех стадиях совместной работы было очень тесным. Мне кажется, это самая главная наша заслуга».
Руководитель группы Технологических решений «Метрополис» Александр Суменков выразил надежду на то, что Театр оперы и балета в Севастополе высоко оценят профессионалы и ценители искусства.
«Архитектура – это вид искусства и одновременно наука. Она отражает культурные идеалы и ценности общества, даря узнаваемые памятники, формирующие облик городов, воздействует на человека, формируя его среду, выполняет не только утилитарную, но и эстетическую функцию», – отмечает он.
Александр Суменков назвал данный проект отличным примером разработки новейших и уникальных технологических решений и слаженного взаимодействия на стадии реализации между всеми его участниками. Он напомнил, что в 2023 году этот проект стал победителем премии 100+ AWARDS в номинации «Лучшая BIM-модель здания». А в 2025 году высокий статус проектных решений компании был подтвержден вручением Инженерных Оскаров еще в двух номинациях «Лучшее архитектурное решение: Строящийся объект» и «Лучшее конструктивное решение: Строящийся объект».
«Проект Театра оперы и балета в Севастополе – это отличный пример взаимосвязи всех вышеперечисленных ценностей, и мы надеемся, что он получит заслуженную награду не только в виде архитектурной премии, но и от благодарных зрителей», – отметил Александр Суменков.
![]()
Фото: пресс-служба «Метрополис», ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин


