МОСКВА, 28 августа, ФедералПресс. В России резко поднялись внутренние цены на бензин и дизель, и некоторые эксперты предрекают их рост до 100 рублей за литр. По некоторым данным, в ряде регионов образовался дефицит топлива – якобы где-то остался запас всего на неделю. Будет ли в целом фиксироваться недостаток горючего по стране в ближайшие месяцы и на сколько возрастет его стоимость, «ФедералПресс» узнал у ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.
«По 100 рублей за литр мы, конечно, не увидим. Может быть, через несколько лет это и произойдет, но в текущем году предпосылок для этого нет. Но то, что у нас рост стоимости топлива на АЗС для конечного потребителя в 2023 году может приблизиться или даже превысить уровень инфляции – такой риск есть», – отметил эксперт.
Раньше было негласное правило, что топливо всегда дорожает, но цена становится не больше, чем уровень инфляции. Такая практика закрепилась примерно с 2019 года и до сих пор работала. Действовало определенное соглашение, когда государство договаривалось с нефтяниками по поводу выплат, центирующих надбавки (возврат налогов нефтяных компаний обратно из бюджета, чтобы они не поднимали стоимость топлива на внутреннем рынке), и компании не поднимали стоимость выше обозначенного уровня, добавил Юшков.
«Плюсом ко всему мы видим, что в прошлом году у нас инфляция была под 12 %, а рост стоимости топлива был в районе 1 % – то есть аномально низко поднималась цена. И в этом году в какой-то степени они хотят компенсировать себе то, что получили в предыдущем. Но в краткосрочном периоде цены подрастали – это просто возрастающее потребление, которое создает определенный дефицит на внутреннем рынке», – дополнил аналитик.
Летом в России сильно стал подниматься объем потребления. С 2020 года эта практика есть, и она нарастает. Три года назад люди не могли никуда путешествовать самолетами, в итоге все начали ездить на автомобилях. Поэтому с июня по август существенно повысилось потребление прежде всего бензинов, но и дизельного топлива тоже. Сейчас такое тоже есть – люди активно перемещаются на машинах в силу того, что аэропорты в некоторых курортных городах России закрыты.
«Негативная новость в том, что подорожание на бирже постепенно дошло до АЗС. Но, с другой стороны, фактор дефицита несколько уйдет сейчас, потому что люди возвращаются к 1 сентября с отдыха домой. Высокий летний автомобильный сезон заканчивается довольно резко. Этот фактор уйдет, и ситуация более-менее стабилизируется. Хотя, конечно, дешеветь топливо не будет, но и дорожать до конца года не станет. Интрига заключается только в том, превысит ли рост стоимости топлива инфляцию по итогам года или нет», – заключил Юшков.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о причинах подорожания бензина в регионах.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин