Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Когда снизятся цены на бензин

заправка
Дефицита бензина в России нет

В России цены на бензин на оптовом рынке бьют рекорды. На конец прошлой недели Аи-92 стоил выше 64 тыс. рублей за тонну, подорожав на 1 % всего за сутки, а АИ-95 – 69,813 тыс. рублей за тонну и подрос на 1,18% в течение одного дня. Минэнерго РФ пытается придумать способы обуздать рост стоимости топлива. Насколько действенными могут оказаться меры профильного министерства и смогут ли рассчитывать на снижение цен на бензин автовладельцы? «ФедералПресс» изучил публичные мнения экспертов.

Серое топливо

По информации газеты «Коммерсантъ», сейчас в правительстве обсуждается возможность ограничения количества экспортеров бензина – предполагается, что это позволить побороть серые схемы его вывоза, способствующие росту оптовых топливных цен за последние месяцы и обеспечить контроль над поставками. Будет определен перечень нефтеперерабатывающих заводов, которые смогут экспортировать бензин. В данный список могут не попасть мини-НПЗ, считающиеся крупнейшими серыми экспортерами.

«Проблема так называемого серого экспорта обострилась в прошлом году. Из-за падения оптовых цен на топливо на фоне санкций при высоких ценах за рубежом российским экспортерам, в том числе формально не связанным с нефтекомпаниями трейдерам, стало выгодно закупать его на внутреннем рынке, а далее отправлять на экспорт. В таком случае экспортер получал топливо, чья цена была снижена на величину демпфера. Сделки оказывались выгодными, даже несмотря на то, что в таком случае трейдер вынужден был платить акциз и НДС, которые при нормальном экспорте не платятся», – отмечает издание.

Пока соответствующие предложения лишь обсуждаются и могут быть приняты не ранее четвертого квартала 2023 года.

Мнения экспертов

Эксперты, комментирующие ситуацию с ценами на бензин, во всем винят растущий спрос на фоне экспорта и ремонтов на НПЗ и считают, что стоимость топлива стабилизируется к осени.

«Цены растут, потому что растет спрос, и не увеличивается предложение на бирже. Предложение не растет, потому что все НПЗ друг за другом уходят на плановый ремонт. При этом запасы включают и те объемы топлива, которые находятся в пути. Сейчас у многих трейдеров значительно выросли сроки поставок топлива. Если раньше у продавцов ГСМ было три оборота средств за месяц, то сейчас только один. РЖД грузит очень плохо. В результате люди покупают один объем, но потом им надо докупать. И все это совпало еще и с ремонтами», – говорит заместитель председателя Наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. – (…) На этом фоне топливо еще и активно экспортируется – задачу по пополнению бюджета и экспортной выручке никто не отменял. К тому же любой не прямой экспорт, а через внутреннюю поставку, государству более выгоден, потому что, если топливо экспортирует не производитель, с него собирается акциз. Напомню, что в России нет ограничений на экспорт топлива. (…) При этом розница, скорее всего, по итогам года не будет превышать инфляцию. Протокол Козака есть, он действует. Но непонятно, где там прописано, что нельзя продавать выше инфляции. Тем не менее вряд ли кто-то захочет сильно поднимать цены».

Председатель партии «Справедливая Россия – за правду» Сергей Миронов раскритиковал официальную версию о росте оптовых цен на бензин.

«Правительство объясняет происходящее сезоном ремонтов на НПЗ, но уверяет, что дефицита бензина в России нет. Господа, а вам не кажется, что одно исключает другое: если дефицита нет, при чем здесь ремонт, а если этот фактор сказывается, значит дефицит все же есть? Но если его нет, к чему тогда призывы к нефтяникам отдавать приоритет поставкам на внутренний рынок, который, по вашим же словам, полностью обеспечен?»спрашивает он.

Ценовая нервозность на внутреннем рынке нефтепродуктов спадет к сентябрю, с завершением ремонтов на нефтеперерабатывающих предприятиях и увеличением поставок бензина потребителям: топлива станет больше, и стоимость замедлится.

«Важный момент: в мае и июне проводили плановые ремонты. Сейчас заводы выходят с ремонтов, в ближайшее время может произойти насыщение рынка бензином, и цены стабилизируются», – отметил вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов.

Еще один эксперт – Кирилл Родионов, представляющий Институт развития технологий ТЭК, полагает, что стабилизации цен на оптовом рынке поможет значительный рост нормативов биржевых продаж и снижение акцизов.

«Сейчас норматив для бензина составляет 12 %, а для дизельного топлива – 8,5 % от месячного объема производства. Повлиять на рынок можно будет в том случае, если норматив для бензина будет повышен до 50 %, а для ДТ – до 33 %», – сказал он.

Чтобы не переживать по поводу растущих цен на бензин, некоторые эксперты и вовсе предлагают автовладельцам перейти на использование альтернативного топлива – газа. Цены на метан стабильнее и в этом смысле более выгодные для потребителей, отмечает Дмитрий Гусев из «Надежного партнера».

Фото: РИА Новости / Константин Михальчевский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.