МОСКВА, 27 января, ФедералПресс. В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Под колпаком»: как и зачем зарубежные ИТ-компании следят за нами». Эксперты обсудили, зачем западные корпорации собирают огромный объем пользовательских данных, какие регуляторные меры уже приняты, а какие еще предстоит проработать.
«Сегодня практически любые ИТ-компании собирают о нас те или иные данные. Изначальная идея состоит в том, что таким образом они позволяют пользоваться услугами бесплатно в обмен на показ рекламы. Примеры всем известны – это Google, YouTube», – предваряя дискуссию, отметил руководитель рабочей группы Общественной палаты Владимир Виноградов.
Под фразами «персонализированная реклама» и «рекомендательные алгоритмы» прячется очень много информации о человеке, которая во многих случаях позволяет не просто однозначно его идентифицировать, но выяснить все, вплоть до привычек и музыкальных предпочтений. На основе этих данных рекомендательные алгоритмы начинают оказывать влияние на пользователя.
По мнению экспертов, на фоне возникает важная задача начать контролировать рекомендательные алгоритмы интернет-платформ. Законопроект о регулировании рекомендательных сервисов находится в активной доработке. Однако есть риск, что иностранные компании смогут обходить его требования, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, технологиям и связи Антон Горелкин.
Также важна защита персональных данных. Возникают вопросы, как западные ИТ-гиганты работают с такой информацией. По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова, имеется огромное количество судебных разбирательств, связанных с локализацией хранения данных.
В свою очередь, директор Департамента по работе с государственными структурами InfoWatch Светлана Леонова призвала ужесточить законодательство по защите персональных данных.
На круглом столе также подняли проблему VPN-сервисов. Многие россияне продолжают пользоваться иностранными сайтами, которые в настоящий момент недоступны. В условиях геополитической напряженности они являются инструментами для манипулирования общественным мнением, поэтому западные компании используют любые возможности, чтобы продвигать свои VPN-сервисы.
В связи с этим руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации общественной палаты Вадим Виноградов предложил подумать над созданием авторизованного VPN.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин