Рекламный рынок в России – это мощный источник данных о поведении граждан, экономике и общественных настроениях. В условиях геополитической нестабильности контроль над этим потоком информации – вопрос национальной безопасности. Об этом в беседе с «ФедералПресс» заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи, председатель правления Российского общества цифровой идентификации и технологий (РОЦИТ) Антон Горелкин, комментируя свою инициативу по ограничению деятельности иностранных рекламных компаний в России:
«Недавно я анонсировал инициативу об ограничении работы в России рекламных компаний, контролируемых из-за рубежа. У многих возник вопрос: зачем это нужно и в чем суть? На первый взгляд кажется, что речь идет о какой-то узкопрофессиональной теме, но если разобраться, то эта история касается каждого из нас. Именно рекламный рынок сегодня продолжает оставаться одним из каналов утечки данных за границу, и закрывать на это глаза в сложившихся условиях законодатель не имеет права.
Вопрос рекламного суверенитета РФ встает сегодня так же остро, как и вопросы кибербезопасности или защиты критической инфраструктуры. Многие воспринимают рекламу лишь как инструмент продвижения товаров и услуг, но в действительности это полноценный источник данных о том, как живет страна, чем интересуются ее граждане и как устроена экономика. Современные рекламные платформы оперируют колоссальными массивами информации: профили пользователей, их поведенческие модели, предпочтения в покупках, запросы в поиске, даже геолокация. И когда эти массивы оказываются под контролем иностранных компаний, мы фактически предоставляем им прямой доступ к социально-экономическому портрету России.
Совокупность вышеперечисленных данных – это стратегический ресурс. Их анализ позволяет выстраивать не только маркетинговые кампании, но и политические стратегии, влиять на потребительское поведение и общественное мнение. Если иностранные рекламные структуры продолжают свободно работать в России, то они получают возможность собирать, агрегировать и выводить эти данные за рубеж. А дальше – вопрос применения. В условиях нынешней геополитической конфронтации это может использоваться не только в бизнес-целях, но и в целях давления, прогнозирования слабых мест экономики или информационных атак.
Запрет на работу рекламных компаний, контролируемых из-за границы, в этих условиях становится вопросом национальной безопасности. Речь не идет об ограничении каналов рекламы как таковой – наоборот, отечественные игроки должны получить возможность развиваться и занимать освободившиеся ниши. Но иностранное присутствие в этой сфере больше нельзя считать нейтральным: слишком велик соблазн использовать рекламный рынок не как площадку для продаж, а как канал доступа к информации о нашей стране.
Рекламный рынок, как и рынок исследований потребительского поведения, нуждается в четком регулировании и защите. Именно поэтому инициатива о запрете деятельности иностранных рекламных компаний выглядит оправданной и своевременной. Если мы всерьез говорим о цифровом суверенитете РФ, о защите нашего общества, нашей экономики от внешнего вмешательства, то рекламный суверенитет – это еще один барьер, который необходимо выстроить».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков


