МОСКВА, 11 марта, ФедералПресс. В прошлом году интернет-медиа «Теории и практики» отметило 10-летний юбилей запуском нового направления. За эти годы проект проделал большой путь, став одним из главных просветительских медиа в российском интернете, а вступление в новое десятилетие стало для ресурса временем перемен и открытия новых горизонтов.
«Теории и практики» (также Theory & Practice, или T&P) — популярное просветительское медиа, целью которого является продвижение философии непрерывного обучения и развития для взрослых людей (lifelong learning).
Интернет-проект был основан в апреле 2009 года тремя предпринимателями — Данилом Перушевым, Антоном Гладкобородовым и Аскаром Рамазановым. Издание начало работу как площадка для анонсов открытых лекций, семинаров, мастер-классов и других образовательных событий в Москве. Ресурс стал играть заметную роль в культурной жизни города, дав возможность любому организатору разместить анонс образовательного события на широкую аудиторию. Кроме того, «Теории и практики» выполняли информационную функцию для своей целевой аудитории (в основном молодых людей), предоставляя расписание наиболее интересных культурных событий в городе (как правило, с большими скидками). Популярность медиа привела к тому, что вскоре на платформе T&P стали появляться локальные франшизы в других крупных городах — Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В начале 2010-х годов в России стала активно развиваться сфера Edutainment (Обучение + Развлечение), и на этой волне информационный сервис T&P стал особенно востребованным. Из афиши образовательных событий «Теории и практики» эволюционировали в одно из первых просветительских медиа в российском интернете, во многом предвосхитив главный тренд десятилетия. На сайте стали появляться статьи, видео лекций, курсы, гранты, конспекты и многое другое. Ресурс стал одним из пионеров концепции «Лекции — новые вечеринки», начав привлекать все больше молодых людей к образованию и просвещению вместо обыкновенных развлечений.
Игорь Кузнецов, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор политических наук:
«В российском обществе вопрос непрерывного дополнительного развития и обучения — профессионального и личностного — обсуждается достаточно давно. Это стало не просто модным трендом, но здоровой потребностью современных граждан соответствовать вызовам времени. Опыт проекта «Теории и практики», более 10 лет распространяющего научные знания, подтверждает важность этого направления в обществе и его востребованность в самых разных социальных группах. За эти годы проект превратил философию lifelong learning в систему активной самореализации тысяч граждан, а платформа T&P стала актуальной площадкой для ее трансляции. Лично для меня «Теории и практики» — это качественный и достоверный контент, что большая редкость в наши дни. Читать их материалы можно без опасений за ошибки и неточности, и главное, что это всегда очень интересно и полезно. Это высококлассное научно-популярное медиа, которое делает большое и важное дело, занимаясь просвещением и тем самым сохраняя ценность науки, знаний и развития в современном мире».
В 2011 году холдинг Dream Industries, который также развил такие онлайн-ресурсы, как Bookmate и Zvooq, приобрел «Теории и практики» у его основателей, продолжив развивать T&P как просветительское медиа.
В январе 2014 года концепция проекта трансформировалась. По задумке управляющей команды, новый формат предполагал создание «мультисервисной площадки для обмена знаниями как в онлайн-, так и в офлайн-формате». Для обновленного сайта ключевым стало сотрудничество с сервисом организации мероприятий Exchanges и площадкой поиска помещений для проведения мероприятий «Третье место».
Осенью 2015 года ресурс был приобретен инвестиционно-издательским холдингом T8, который планировал создать на базе T&P платформу в формате селф-паблишинг. Однако этот замысел не был реализован, и в январе 2017 года издательская группа «Альпина», специализирующаяся на выпуске бизнес- и научно-популярной литературы, полностью выкупила «Теории и практики». Издательство хотело запустить новую digital-платформу для продвижения книг и расширить цифровое присутствие на рынке.
В 2017–2019 годах основным фокусом развития ресурса была публикация анонсов просветительских и образовательных событий. К 2019 году T&P стал крупнейшим агрегатором образовательных проектов для взрослых в России. Параллельно с анонсами на сайте каждый месяц размещалось порядка 6 тысяч курсов и лекций. Одним из просветительских проектов «Теорий и практик» в тот период стал курс «Голова профессора», запущенный совместно с ведущими мировыми вузами. Курс состоял из интерактивных видеолекций мировых и российских ученых и предпринимателей. Спикерами стали такие авторитетные специалисты, как американский астронавт Скотт Келли, физик-теоретик Лоуренс Краусс, французский эволюционный психолог Паскаль Буайе, американский нейробиолог Роберт Сапольски и многие другие.
Виктор Барабаш, декан филологического факультета РУДН, доктор филологических наук:
«Теории и практики» — одно из ключевых просветительских медиа в нашей стране за последние 10 лет. Этот ресурс сделал очень много для популяризации знаний в России, вдохновив огромное количество молодых людей не ограничиваться программами, которые они получают в своих учебных заведениях, а постоянно углубляться в самые разные научно-исследовательские темы и расширять свой кругозор. На мой взгляд, это действительно хороший ресурс, и не случайно наши студенты-магистранты и выпускники читают его и используют как источник дополнительных знаний по экономике, биологии, социологии и другим наукам. Известно, что портал читают почти миллион пользователей в месяц, и это просто отличный показатель. А еще важнее, что уровень доверия к ресурсу крайне высок, так как авторами публикаций на нем выступают ведущие эксперты в своих темах — ученые и бизнесмены с мировым именем».
В 2018 году в проект инвестировал средства сооснователь компании QIWI, импакт-инвестор Сергей Солонин (в октябре 2019 года он стал мажоритарным владельцем «Теорий и практик» с долей в 70%). Летом 2019-го акционеры пригласили к партнерству Надежду Макову, эксперта индустрии коммуникаций, основателя Московской школы продвинутых коммуникаций MACS, продюсера медийных и коммуникационных проектов. Целью новой команды стала трансформация «Теорий и практик». Осенью 2019-го «Теории и практики» заявили о запуске нового направления — экспертного продюсерского центра «Теории от практиков». По словам Сергея Солонина, его главной задачей стало переосмысление индустрии корпоративного обучения:
«Компании включают обучение в список приоритетов, потому что «так надо», «так принято», а не потому, что осознают его реальную связь с бизнес-показателями. Продюсерский центр T&P дает ответы на вопросы «Зачем обучать сотрудников?» и «Как делать это эффективно?». Мы переосмыслили индустрию корпоративного обучения и развития и знаем, как бизнесу внедрить обучение не для галочки».
Концепция, предложенная новой командой во главе с Надеждой Маковой, была полностью поддержана акционерами. Реформирование проекта стало логичным этапом развития и масштабирования медиа «Теории и практики». Руководители T&P уверены, что синтез индивидуального распространения философии lifelong learning и работы с корпорациями позволит людям в найме стать более мотивированными и самодостаточными, получив возможности для развития внутри компании. «Теории и практики» продолжат говорить лично с каждым читателем через медиаплатформу, а с помощью продюсерского центра проект будет помогать компаниям создавать эффективную среду для развития команд. Деятельность нового подразделения T&P началась с проведения исследования индустрии корпоративного обучения.
В результате трансформации проект «Теории и практики» стал состоять из трех одинаково значимых сегментов: просветительского медиа для самообразования с прежним названием, продюсерского центра «Теории от практиков» и центра по корпоративному образованию и развитию T&P Business.
С новым подразделением T&P работают более 450 практиков, которые обучают сотрудников различных корпораций по таким направлениям, как мастерство коммуникации, кросс-функциональное взаимодействие, креативные стратегии, инклюзивное лидерство, клиентский сервис, репутационный менеджмент, принципы системного самообразования, и другим актуальным навыкам современных специалистов.
За 4 месяца работы новых подразделений платформы кастомизированное обучение прошли сотрудники таких корпораций, как QIWI, «Северсталь», КРОК, JTI, Mail.ru Group, «Лига ставок» и др.
Популярность медиа в новом видении также возросла. Каждый месяц сайт «Теорий и практик» посещают более 1 миллиона уникальных пользователей. У страницы проекта в соцсетях почти полмиллиона подписчиков, а еженедельную email-рассылку читают 170 тысяч человек. Большую часть аудитории проекта составляют активные образованные люди 25–35 лет, которые открыты всему новому и постоянно развиваются в соответствии с концепцией lifelong learning.
Василий Эсманов, основатель издательского дома Look At Me, создатель проектов The Village, Wonderzine, Furfur:
«Теории и практики» занимаются одним из самых важных дел в человеческой жизни — образованием и обучением, а самое главное, что они прививают вкус к образованию и обучению. За свою десятилетнюю историю этот проект помогал людям увидеть наш мир более насыщенным, интересным, полезным и давал пищу для размышлений, а также для того, чтобы принять важные жизненные решения: чему учиться, где учиться, с кем учиться и как применять все эти знания? Тот контент, который они делают, всегда был про нашу важную человеческую особенность — искать в жизни нечто большее: более значимое и насыщенное. И я надеюсь, что они продолжат заниматься этим в ближайшие десять лет».
Команда T&P считает своей основной задачей повышение ценности сотрудников в найме через формирование развивающей среды внутри каждой компании. «Теории и практики» имеют амбициозные планы по расширению своих образовательных продуктов, а также запуску новых просветительских проектов.
Фото: ФедералПресс / Антон Пигарев