МОСКВА, 25 декабря, ФедералПресс. Крупнейшие продавцы бумажных, электронных и аудиокниг рассказали об интересах россиян в 2020 году.
В России появился первый книжный рейтинг 50 самых продаваемых произведений с 1 ноября 2019 по 31 ноября 2020 года. Первое место в итоговом рейтинге у книги Джен Синсеро «Ни Сы». Серебро у «Хочу и буду» Михаила Лабковского, бронза – «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари. Четвертое место у книги Андрея Курпатова «Красная таблетка». Пятерку замыкает «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона.
Новинки стали более востребованными, они составили 78 % рейтинга. Однако были и книги, которые хорошо продаются уже долгое время. Среди них, например, «Атлант расправил плечи» Айн Рейд и «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг.
В период карантина россияне стали покупать на «ЛитРес» на 129 % больше книг о мировой экономике. Фантастика стала популярнее на 84 %, а эротическая литература на 80 %. Путеводители во время локдауна стали продаваться на 48 % хуже.
В цифровом варианте было куплено 22 % книг. Исполнительный директор Российского книжного союза Елена Старостина отметила, что существенный рост онлайн-продаж книг в том числе был вызван пандемией. Книги нон-фикшн чаще покупают в цифровом формате. К примеру, «Силу подсознания» Джо Диспенза покупали в электронном формате в 60 % случаев. 49 % копий «Непобедимого солнца» Виктора Пелевина и 48 % копий книги «Подсознание может все!» Джона Кехо также были приобретены в цифровом виде.
Генеральный директор ГК «ЛитРес» Сергей Анурьев отметил, что по итогам 2020 года объем рынка электронных книг увеличится на 31 % и составит 8,5 млрд рублей. Еще в 2014 году объем продаж цифровых копий произведений не доходил и до миллиарда рублей. Анурьев считает, что в 2021 году каждая седьмая книга будет продаваться в цифровом формате.
Бумажные книги в 2020 тоже наращивали свою популярность. По словам коммерческого директора направления «Книги» в Ozon Ивана Мельникова, за первые девять месяцев этого года оборот заказов бумажных книг в интернет-магазине увеличился на 40 %. Среди наиболее востребованных направлений – саморазвитие, самообразование, популярная психология. На фоне самоизоляции и пандемии в 2020 году усилился – россияне выбирали книги данной тематики для борьбы со стрессом и тревогой.
В этом году прирост рынка аудиокниг стал наиболее заметным, однако целенаправленных исследований этого сегмента до сих пор не проводилось. Общая сумма в рейтинге аудиокниг превысила 12 млн руб. В «ЛитРес» также отметили, что наиболее популярными стали аудиокниги по саморазвитию и психологии: находясь в транспорте или занимаясь домашними делами, можно уловить ключевую идею таких книг.
Российский книжный союз планирует выпускать рейтинг ежегодно, поскольку такой анализ показывает и читателям, и продавцам книг изменчивость настроений, интересов россиян, а также позволяет сделать чтение более популярным и удобным.
Исследование было подготовлено Российским книжным союзом, ТАСС, сетью магазинов «Читай-город – Буквоед», онлайн-магазином Ozon и сервисом продажи электронных книг «ЛитРес». Каждый партнер предоставил 50 самых продаваемых книг за указанный период, после чего рейтинги были объединены в один.
Фото: pxhere.com