МОСКВА, 8 октября, ФедералПресс. Журналист Антон Лядов приехал в Новочеркасск для репортажа о митинге 2 июля 1962 года. Многие считают, что это был один из самых кровавых дней в истории СССР. Полный выпуск он опубликовал на YouTube.
Прошло 17 лет с победы в Великой Отечественной войне. В Союзе еще в 1947 отменили карточки на еду и начали снижать цены на продукты. Но вот у власти Никита Хрущев, на дворе 1960 и, когда все ждут «оттепели», начинается кровавый бунт.
В 1960 из-за неправильного ведения экономики, по мнению Лядова, начинается дефицит продуктов. Цены поднимаются на 30 %, а зарплата рабочих падает. Очевидцы рассказывают, что в Новочеркасске не было продуктов.
«Нет молока, нет мяса, нет масла», – говорит Татьяна Бочкарева.
Рабочие на заводе НЭВЗ начинают возмущаться. Они и так трудились в жутких условиях. Не было душевых, столовых, рассказывает Юрий Баграев, следователь. Мужики позвали директора прояснить ситуацию, мол продукты дорогие, денег нет, что есть то?
А он ответил:
«Не хватает денег на мясо, ешьте пирожки с капустой».
Народ взорвался. 1 июля 1962 рабочие начали выходить на улицу. К часам двум на главной площади города было около пяти тысяч человек. В соседнем поселке остановили поезд Саратов – Ростов, чтобы в Москве узнали, что происходит. В итоге в Новочеркасск прибыл весь президиум ЦК партии, а с ними 505-й полк с танками.
Власти узнали, что 2 июля бунтовщики или «хулиганы», как их называли, пойдут к Горкому. Им привезли боевые патроны.
Люди не испугались и зашли внутрь, крушили и сжигали портреты Хрущева и его приближенных. До сих пор на инсталляции висит плакат:
«Мясо, масло, повышение зарплаты».
Начался расстрел. Причем, военные отправляли холостые патроны в воздух, а люди почему-то падали. Оказалось, поставили солдат в гражданской одежде с винтовками, которые пуляли прямо из толпы. Такого поворота никто не ожидал.
«Ведь с войны не так много прошло. Кто мог подумать, что наша армия так сделает. Девочки увидели солдатиков и пошли платья надели. Такое отношение было», – рассказывает следователь.
Толпу еще и фотографировали. Кого распознавали на кадрах, потом сажали в тюрьму. А остальных не убивали, в основном калечили.
«Мужчине ампутировали ногу. Ему сказали, мол запомни это и передай детям. Так тебе ходить за колбасой и требовать свои права», – вспоминает Баграев.
Официально пострадало 45 человек. Но по факту было больше. Началась массовая пропаганда, что бунтовщики – предатели народа. Люди боялись сознаться. Не шли в больницу, а с окровавленными конечностями бежали домой.
Женщина отсидела в тюрьме за митинг, но всем говорила, что убила мужа.
«Запугали», – заключают очевидцы.
Ранее Антон Лядов снимал репортаж из самого опасного города в мире. «ФедералПресс» писал, как живут люди в Мосуле.
Фото: dpa-Zentralbild / globallookpress.com


