МОСКВА, 13 ноября, ФедералПресс. Педагоги, психологи и родители нередко обсуждают тему, можно ли хвалить детей и в каком количестве. Клинический психолог Маргарита Алексеева поделилась с «ФедералПресс» своей точкой зрения по этому вопросу.
По словам Маргариты Алексеевой, сторона, которая против большого количества похвалы, чаще всего использует два аргумента:
- Похвала в больших количествах обесценивает эту самую похвалу. Ребенок потеряет интерес и мотивацию получать от родителей или педагогов положительную оценку своих действий и перестанет себя хорошо вести.
- Похвала без значительного повода ничего не значит, и ребенок не поймет, что для получения похвалы, а в дальнейшем и каких-то других бонусов, нужно совершать хорошие поступки. И желательно – серьезные и глобальные.
«Становится немного грустно от того, что специалисты действительно обсуждают, как сделать приятного и хорошего в общении с детьми еще меньше. Скорее всего, весь этот разговор возникает от того, что мы привыкли использовать одну очень простую форму похвалы: «Сделал что-то полезное? Ты молодец!» – комментирует психолог.
Маргарита Алексеева предлагает разнообразить речь. По ее словам, родителям следует замечать самые маленькие усилия. Когда ребенок вам рассказывает о том, что он сделал или чему сегодня научился, у него стоит спросить: «А как тебе это удалось?! Тебе, наверное, это было непросто?»
По словам эксперта, так можно у ребенка сформировать привычку анализировать свои действия и находить свои победные стратегии. Например, я просто много раз попробовал и у меня получилось. А сейчас таких стратегий очень не хватает взрослым людям, считает психолог.
«Что делали? Ничего. Самый стандартный диалог между родителями и детьми. Родители не знают, как спросить о прошедшем занятии. Дети не понимают, что им рассказать родителям. Задайте вопрос: «Что сегодня у тебя получилось на занятии или тренировке особенно хорошо? Что сегодня стало лучше получаться, чем в прошлый раз?» – подчеркивает эксперт.
Это поможет ребенку научиться замечать небольшие изменения в своей учебе. Ведь чаще всего люди замечают что-то глобальное и регулярно получают разочарование, когда тех самых глобальных достижений нет, ведь они случаются не каждый день. Что сегодня стало чуть лучше, чем вчера, – это еще и способ научить ребенка самостоятельно анализировать свою деятельность и свои результаты, а значит не зависеть только от оценки окружающих.
Также специалист предлагает попробовать давать ребенку обратную связь по такой формуле: «Мне так нравится, как ты рисуешь!», «Мне так нравится, как ты ловко решаешь задачки!» Здесь и отношение родителя – «мне нравится», и озвучивается, что конкретно понравилось, и сам факт, что заметили, оценили и озвучили, важен для ребенка.
«Для ребенка очень важно получать от значимых для него взрослых похвалу, внимание и поддержку. Настолько важно, что это оказывает влияние в дальнейшем на жизнь взрослого уже человека. На его уверенность в себе, на способность принимать решения и делать важные жизненные выборы», – говорит психолог.
Похвала может нанести вред только в том случае, если родители будут хвалить ребенка за неприемлемые поступки. Например, за обман или обидные слова в адрес других людей.
«И конечно, следует почаще говорить детям о том, что вы их любите и всегда будете на их стороне», – резюмирует эксперт.
Ранее психолог раскрыла, как самооценка влияет на жизнь человека. Она также разъяснила, как развить здоровую самооценку.
Фото: unsplash.com