В России прошла волна закрытий магазинов европейских брендов из-за экономических санкций. Мировые сети хлопнули дверьми, но оставили их приоткрытыми для возвращения. По мнению экспертов, сложившая ситуация дает местному бизнесу новые возможности для развития и освоения освободившихся ниш. Какой бизнес поборется за их места – в материале «ФедералПресс».
Кто приостановил работу
В первых числах марта временно закрылись розничные магазины шведской одежды H&M. Филиалы временно не работают в «Ауре» и «СитиМолл» в Сургуте и в ТРЦ «Югра Молл» в Нижневартовске.
В Сургуте также приостановили работу бутики испанской компании Inditex. В группу компаний входят бренды масс-маркета Zara, Pull and Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho. Владелец брендов заявил, что «не может гарантировать непрерывность коммерческих операций в России». По данным региональных СМИ, сотрудников отправили в отпуск, а тем, кто его отгулял, выплатят минимальный размер оплаты труда.
Испанский бренд Mango закрыл магазин в торговом центре «Сити Молл» в Сургуте. О закрытии корпоративных магазинов в России сообщается на официальном сайте компании.
По данным СМИ, приостановил работу и строительный гипермаркет OBI в Сургуте. На официальном сайте, сообщается, что OBI закрывает хозяйственные магазины в РФ.
«Макдоналдс» пока не спешит
Ранее сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» объявила о временном закрытии 850 ресторанов в России. Однако в Югре по факту рестораны пока продолжают работать. В Сургуте они находятся на улице 30 лет Победы и Университетской, а также в торговых центрах «Аура» и «Сити Молл». «Мы открыты, продолжим работать и в последующие дни. Об остальном узнаете в новостях», – пояснили «ФедералПресс» в «Макдоналдсе» на улице Университетской.
В Нижневартовске «Макдоналдс» на Ленина и в многофункциональном комплексе Green Park также открыты и работают. «Я не могу вам такое сказать [о закрытии]. Это недостоверный факт, то, что нас закроют. Следите за новостями», – ответил менеджер Александр в «Макдоналдсе» в Green Park.
Что говорит бизнес
Региональные общественные бизнес-организации уверены, что место сети на рынке могут занять отечественные рестораторы и малый бизнес, например, сеть «Теремок» с русскими блинами и пирожками, которую недавно презентовали президенту. «Российский бизнес, пусть и не совсем в формате «Макдоналдс», займет эту нишу. Возможно, будет эффективность ниже и цены выше. Это законы рынка, они сами все отрегулируют, этого не избежать. Но ниша будет занята однозначно. Другое дело, что для собственников бизнеса эффективность будет не такой высокой, как для собственников «Макдоналдса», у которых есть технологии, позволяющие делать еду быстро и бесперебойно», – отметила в беседе с «ФедералПресс» председатель регионального отделения «Деловой России» Татьяна Жигулина.
По ее словам, именно малый бизнес может быстро подстроиться под ситуацию и начинать осваивать пустующие ниши, так как он очень мобильный. «Как только ниша освобождается, туда первым бежит малый бизнес. Сейчас инвестиционные возможности округа очень значительные. ХМАО по инвестпривлекательности один из передовых регионов. Нам недолго придется терпеть пустые ниши. Да, проблемы будут, будет трудно. Есть вопросы к уровню зарплат и доходов. Однако оперштаб вырабатывает меры поддержки бизнеса. Будут приниматься реальные предложения с мест», – сказала собеседник «ФедералПресс».
К слову, для осваивания освободившихся секторов экономики рабочая сила в регионе тоже имеется. По словам Жигулиной, после пандемии и постковидных ограничений в регионе она как раз высвобождается. «И в связи с переходом многих отраслей на цифру, требуется более высокотехнологичные рабочие места, для которых нужно кадры готовить. И поэтому на рынке будет рабочая сила для пошива одежды и предоставления услуг питания», – добавила Жигулина.
Также, по мнению спикера, Турция, Китай и Белоруссия готовы заменить европейские бренды. «Мне звонят турецкие друзья и говорят, что в России им было трудно соперничать с брендами, но они готовы оперативно подстроиться под рынок и качество», – рассказала председатель регионального отделения «Деловой России».
В то же время приостановка работы сети магазинов мировых брендов и общепита вызывает у югорского бизнес-сообщества некоторое недоумение. «Это не решение бизнеса. Там другие мотивы, которые к бизнесу и экономике не имеют никакого отношения, что в моем понимании неблагоразумно, но осуждать мы никого не можем. Я считаю, что это удар по своему же карману, но каждый вправе принимать решение о том, как ему себя вести в той или иной ситуации», – прокомментировала «ФедералПресс» бизнес-омбудсмен Югры Ирина Каск.
По ее мнению, даже временный уход иностранных компаний с рынка дает большие возможности для местных и российских предпринимателей, которые могут занять освободившиеся ниши и развивать свое производство.
«Это хороший знак и подарок для местных предпринимателей, на мой взгляд. Это новые возможности для развития, освоения новых сфер деятельности и территорий, улучшения качества своей продукции. Такая вот мера поддержки извне, полезное внешнее влияние», – пришла к выводу Ирина Каск.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева