Проект российского федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», вынесенный на обсуждение общественности в августе 2011 года, предусматривает множество мер по ограничению не только табакокурения, но и распространения табачной продукции, в том числе и в торговых точках. Однако данные статистики потребления сигарет среди жителей европейских стран, которыми так привыкли оперировать российские антитабачные организации, не всегда оказываются на их стороне.
Проект российского федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», вынесенный на обсуждение общественности в августе 2011 года, предусматривает множество мер по ограничению не только табакокурения, но и распространения табачной продукции, в том числе и в торговых точках. Однако данные статистики потребления сигарет среди жителей европейских стран, которыми так привыкли оперировать российские антитабачные организации, не всегда оказываются на их стороне.Запрет продажи табачной продукции, инициируемый в российском антитабачном законодательстве, по мнению антитабачных активистов России, приведет к снижению, а то и вовсе исчезновению класса курильщиков, чем сделает русскую нацию в разы здоровее и счастливее. Но так ли это на самом деле? И как подобные рамки ограничений сказались на европейских странах? В материале корреспондента «ФедералПресс» мы рассмотрим результаты исследования, подготовленного учеными института Oxford Economics в 2011 году. В нем специалисты оценивают опыт Канады, Ирландии, Исландии и Таиланда в отношении запрета открытой выкладки табачной продукции. Результаты исследования оказались поразительными: ни в одной из вышеназванных стран не было выявлено хоть какого-то воздействия этой меры на распространенность курения, потребление или отказ от сигарет.
В 2006 году, когда запрет действовал всего в двух провинциях Канады – Манитоба и Саскачеван, – статистически значимые различия в показателях курения между этими и остальными провинциями не наблюдались. Наоборот, наибольший уровень курения был зафиксирован именно в населенных пунктах с действующим запретом. Однако уже в 2008 году ограничения действовали во всех провинции Канады, кроме одной – Нью-Брунсвика.
Сторонники введения запрета на выкладку утверждают, что ее роль в приобщении к курению крайне велика, особенно среди молодежи. Тем не менее, комплексные данные о курении в Канаде это опровергают. В провинциях Остров Принца Эдуарда и Нова Скотиа курило 13 % молодежи в 2007 году и 14 % в 2008-м. В Саскачеване этот показатель был равен 21 % в 2006, 22 % в 2007 и 20 % в 2008 годах. В Манитоба 20 % молодежи потребляло табак в 2006 году, в 2007 году этот показатель оставался неизменным, а в 2008 снизился до 17 %. Равным образом запреты на выкладку не повлияли на курение среди взрослых. К примеру, среди совершеннолетних мужчин на Острове Принца Эдуарда курильщиками были 22 % в 2006 году и 21,3 % в 2008-м. Канадский опыт позволяет сделать сенсационный вывод: запреты на выкладку ассоциируются с более высокими показателями курения и не способствуют снижению потребления табака.
В Исландии запрет открытой выкладки сигарет был введен раньше других стран – в 2001 году. Согласно данным исландского Бюро статистики, публикующего ежегодные доклады о распространении курения (Statistics Iceland, 2009), запрет на выкладку также не повлиял на курящую молодежь. В частности, в 2001 году, когда ограничение вступило в силу, курение в возрастной группе от 15 до 19 лет выросло на 3,1 %: с 14,4 % до 17,5 %. На протяжении 2002 года (первого полного года после введения запрета) распространенность курения в этой возрастной группе была наиболее высокой за последние 5 лет и оценивалась в 17 %. Спустя пять лет после начала действия запрета курение среди молодежи продолжало превышать 15-процентную планку. Данные за 2008 год также не показали никакого статистически значимого снижения, которое бы нарушало тренд последних десяти лет. Таким образом, в Исландии, через пять лет процент курильщиков был больше, чем в предшествующий запрету год.
В Таиланде закон об ограничении открытой выкладки табачной продукции был принят и вступил в силу в 2005 году. Также как в Исландии и Канаде, влияние запрета открытой выкладки на снижение курения в стране оказалось весьма сомнительным. Тайское правительство признает тот факт, что количество курящих мужчин и женщин в стране неуклонно возрастает, несмотря на действующий запрет.
Наиболее достоверные данные по курению в Таиланде содержатся в опубликованном Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в 2009 году «Всемирном исследовании курения среди совершеннолетних» (GATS, Global Adult Tobacco Survey: Thailand Country Report). Согласно этому документу, в 2009 году среди возрастной категории от 15 и старше 23,7 % населения Таиланда являлись курильщиками. В год же, предшествовавший введению запрета на выкладку (2004 год), распространенность курения отмечалась на уровне 19,5 %.
Следующей страной, принявшей запрет на выкладку табачной продукции, стала Ирландия. Здесь его ввели в 2009 году. К тому времени в стране уже 5 лет действовал запрет на курение в общественных местах. Примечательно, что несмотря на строгое законодательство в сфере потребления табака (считается одним из наиболее жестких в мире), уровень курения в стране не снизился и до сих пор остается на отметке 28-30 %. За последние годы, по признанию министра здравоохранения Ирландии, этот показатель даже вырос на 2 %.
Примеры перечисленных стран наталкивают на неутешительные выводы: запрет на выкладку табачной продукции не способны повлиять на распространенность курения, в том числе среди молодежи. Это демонстрируют статистически данные, иллюстрирующие не только неизменность, но и, в ряде случаев, возрастание уровня курения на тех территориях, где был введен запрет. И это не единственное негативное последствие принятия жестких мер.
Нельзя игнорировать то отрицательное влияние, которое запрет на выкладку окажет на независимый сектор розничной торговли. В результате, пострадает не только существующий прозрачный легальный бизнес, но и потребители, вынужденные переходить на контрафакт. Страны ЕС, применившие запрет на выкладку, уже испытывают серьезные трудности с возрастанием объемов нелегального рынка табачной продукции. Согласно исследованию «Присутствие на местах: магазины шаговой доступности в Канаде», проведенному консалтинговой фирмой PriceWaterhouseCoopers в 2008 году, когда запреты на выкладку либо действовали, либо должны были вступить в силу в ближайшее время, в провинциях Канады было закрыто 2300 таких торговых точек. Это 15 % от их общего числа по стране, или каждый седьмой магазин. Три четверти закрывшихся были расположены в провинциях Онтарио и Квебек. Онтарио заняла первое место с 765 банкротствами, далее Квебек – 380 и Альберта – 223.
Почему антитабачники в России скрывают эти цифры, оперируя лишь фактами, удобными для них, – остается неизвестным. Если подобные меры ограничений не действуют в ряде европейских стран, что тогда можно ожидать от России? С введением кардинальных запретов, о коррупциогенности которых уже не раз заявляли не только многие политики и независимые эксперты, но и сам Национальный Антикоррупционный комитет, мы можем прийти только к одному результату: неконтролируемому росту объемов нелегальной табачной продукции. Попробуйте убедить российского потребителя в том, что введение запрета на открытую выкладку сигарет, а также ограничение точек продажи табака вместе с многократным повышением акцизов, заставят его отказаться от вредной привычки. Такие меры просто не сработают – в этом, кажется, не осталось сомнений уже ни у кого.
Тот же зарубежный опыт показывает, что есть куда более эффективные методы в борьбе с подростковым курением, например, лицензирование. В случае введения лицензий продавцы, продающие несовершеннолетнему пачку сигарет, рискуют не скромным штрафом, а лишением лицензии на торговлю табаком в принципе. Такие режимы лицензирования существуют сегодня в Австралии, Сингапуре, большинстве Штатов США и других странах ЕС. Кроме того, не стоит забывать и о массовой качественной пропаганде здорового образа жизни, которая в настоящее время в нашей стране настолько слабо развита, что никто из нас ее не замечает.


